разметка
Камера среднего формата
Ваша реклама на нашем сайте
 ЖурналОбзорыКамерыОбъективыАксессуарыПокупки Большой формат
Форум
Фотографы
Ссылки
Поиск по сайту
стрелка Другие статьи раздела
стрелка [2/3/2004] Автоматическая фокусировка и объективы с переменным фокусным расстоянием в среднем формате.
стрелка [30/04/2003] Среднеформатные объективы с байонетом Pentacon Six. Объективы со стандартным фокусным расстоянием.
стрелка [14/03/2003] Проверка разрешения фотоаппарата/объектива (Средний формат (120/620))
стрелка [24/01/2003] Расширение ассортимента телефото объективов.
стрелка [20/12/2002] Mamiya. Три объектива Mamiya высшего класса для камеры 645AF

Реклама
RB2RB2

стрелка Фотограф выпуска

стрелка Игорь Василиадис
    Студийная и фэшн
     фотография

стрелка Новости в фотографии
стрелка [2/10/2005] Franke & Heidecke - продолжение фототрадиций Rolleiflex в Брауншвайге
стрелка [15/9/2005] Rollei - «10-я Санкт-Петербургская ФОТОЯРМАРКА»
стрелка [20/1/2005] Цифровые новинки от Rollei.

стрелка Опрос читателей

 Фотография в вашей жизни является:

Профессией
Дорогим хобби
Отличным отдыхом
Способом убить время

стрелка Результаты
стрелка Архив журнала

Выпуск #5   [Объективы]  01/09/2003

Объективы Hasselblad

Автор: Robert Monaghan 
Оригинал статьи: http://medfmt.8k.com/mf/hassylenses.html
Перевод: Сергей Брославский (Брось - на форуме)

стрелка Количество страниц  1  2  3  

Объективы Zeiss с телеконверторами других производителей

График: Komura Telemore 2x с Hasselblad 250 мм f/5.6
Komura Telemore 2X with Hasselblad 250mm f/5.6
Komura TC250mm f/5.62X Telecvtr500mmf/11
f/stopscenteredgef/stopscenteredge
5.6excellentexcellent11acceptablenot acceptable
8excellentexcellent16acceptablenot acceptable
11excellentexcellent22excellentnot acceptable
16excellentexcellent32excellentnot acceptable
22very goodvery good45goodnot acceptable
32acceptablegood64not acceptablenot acceptable
45acceptableacceptable90not acceptablenot acceptable

Сейчас, когда объектив Hasselblad 500 мм f/8 с центральным затвором снят с производства, вы можете заинтересоваться, как типичный телеконвертор, например, Telemore 2x и стандартный 250 мм f/5.6 (не APO) серии C, будет работать в качестве 500 мм f/11. Ответ зависит от того, насколько вы отчаялись и можете ли вы смириться с краями кадра, которые в лучшем случае едва допустимы. Если так, тогда вас порадуют отличные оценки при f/22 и f/16 и хорошие при f/32, особенно учитывая умеренную цену телеконвертера ($100-150).

У нас нет данных о более раннем и более дорогом телеконверторе Zeiss 2x, но по всем отчётам он скорее лучше, особенно по краям кадра, чем разнообразные варианты телеконверторов от Komura (под такими именами, как Cambron от Cambridge Camera, Vivitar, а также Komura). Так что, если вам нужно более высокое качество изображения по краям кадра, смотрите на телеконверторы Zeiss как на одно из возможных решений.

Статистика продаж
Таблица: статистика продаж оптики Hasselblad серии C

Объектив# владельцев %
24mm f3.5 F Distagonоколо 500.01
30mm f3.5 F Distagon Cменее 10000.24
40mm f4 Distagon Cпримерно 90002.16
50mm f4 Distagon Cпримерно 75,00018.03
80mm f2.8 C Planarпримерно 210,00050.47
120mm f5.6 S-Planarпримерно 14,0003.36
150mm f4 Sonnar Cпримерно 70,00016.82
250mm f5.6 Sonnar C примерно 30,0007.21
350mm f5.6 Tele-Tessar Cпримерно 3,0000.72
500mm f8 Tele-Tessar Cпримерно 4,0000.96

Прошу обратить внимание на то, что половину проданных объективов Hasselblad составил штатный 80 мм f/2.8. Таким образом, выходит, что не каждый владелец техники Hasselblad владеет полным набором оптики. Многие из этих объективов являются специальными объективами и используются горсткой серъёзных любителей и профессионалов. Грубо говоря, 85% проданных объективов были либо 80 мм штатными объективами (50.5%), 150 мм телевиками (16.8%) или 50 мм шириками (18%).

Основываясь на данных по продажам, я заключил следующее:
o средний владелец среднеформатной зеркалки, возможно, имеет лишь 2 объектива;
o половина проданной среднеформатной оптики - это скромный штатный объектив (большинство владельцев среднеформатных зеркалок имеют лишь штатный объектив - больше двух третей);
o только треть владельцев среднеформатных зеркалок приобрели стандартную троицу объективов - 50/80/150 мм;
o лишь седьмая часть владеет четырьмя или более и лишь 1/15 пятью или более объективами.
Скрытая информация здесь в том, что большая часть владельцев техники Hasselblad владеет лишь 80 мм f/2.8 штатным объективом, что был куплен в комплекте с камерой. Вот приятная неожиданность! Если у вас есть стандартное трио из 50 мм ширика, 80 мм штатника и 150 мм телевика, то вы, похоже, в счастливой трети владельцев техники Hasselblad. Очевидная причина существования подобных чисел - это высокие цены оптики Zeiss, которые мы рассмотрим ниже. Если вы снимаете на 35 мм технику и у вас есть набор оптики широкого диапазона от "рыбьего глаза" до макро и теле-оптики, вы можете обнаружить, что стоимость и разнообразие среднеформатной оптики довольно сильно ограничивают вас в выборе, особенно если учесть относительно менее светлую оптику.

Ещё один вывод состоит в том, что, похоже, большинство снимающих на средний формат пользуются лишь одним объективом, обычно штатным (нормальным). В некоторых случаях их двухобъективные зеркалки или складные камеры не имеют возможности менять оптику. Таким образом, вы можете быть вполне удовлетворены одним объективом для большинства ваших среднеформатных кадров, возможно, полагаясь на 35 мм зеркалку с макрозумом для остальных снимков.

Приведу довод в защиту нормального объектива: большинство фотографов удовлетворены недорогим 80 мм f/2.8 штатником, что идёт в комплекте с камерой. Таким образом, если вы хотите Hasselblad с оптикой от Zeiss, текущая стоимость б/у комплекта начинается со скромных $750, включая 80 мм объектив Zeiss серии C. Если у вас будет только один объектив, то вы будете в такой же ситуации, как и большинство владельцев техники Hasselblad.

Более того, теперь вы можете добавлять дополнительное оборудование, такое как призмы (NC-2), призмы с экспонометром и со спот-метром от камер Киев за удивительно низкую цену (вроде $50 или $150). Вы можете купить совместимые с Hasselblad NT задники (кассеты) за $100-150, плюс кассеты для плёнки от Polaroid и другое. Таким образом, цена довольно неплохой системы на Hasselblad с запасным задником и призмой с экспонометром менее чем за $1000 уже вполне реальна.

С другой стороны, оптика с байонетом Hasselblad заметно опустошит ваш кошелёк, даже если она б/у. Старые объективы серии C становится всё труднее ремонтировать. Некоторые владельцы рассматривают высокие цены на оптику Zeiss на рынке б/у техник как положительный показатель, обеспечивающий малые потери при продаже б/у техники. Но другие могут считать её бременем для новых владельцев с небольшими средствами, ищущих способ расширить свои возможности, добавив ещё один объектив.

Так что не забудьте сделать анализ стоимости всей системы перед тем, как выбирать комплект с оптикой Zeiss от Hasselblad или Rolleiflex.

Модель стоимости оптики
Давайте-ка посмотрим, почему оптика Zeiss от Hasselblad (и Rollei) стоит настолько больше, чем у конкурентов. Эта информация позволит нам сэкономить тысячи долларов на новой оптике Hasselblad.
Как, к примеру, получается, что 250 мм f/5.6 объектив с центральным затвором для Bronica SQAi (PS) стоит лишь $1800 при почтовом заказе в США, в то время как подобный 250 мм f/5.6 объектив с центральным затвором от Zeiss для Hasselblad стоит $3100 (CF), или аналогичный объектив Rollei Zeiss PQS стоит $2800?

Таблица: раскладки цен

Пример Zeiss
Стоимость производства:
~$200+ на материалы (Германия);
~$300+ контроль качества;
~$200-250+ затвор.
ИТОГО: ~$800

Zeiss продаёт в шведский Hasselblad: ~$1200 (50% наценка, $800 * 1.5)
Hasselblad продаёт импортёру: ~$1800 (-"-)
Импортёр продаёт оптовику: ~$2700 (-"-)

Пример Tamron
Стоимость производства:
~$200+ на материалы (Япония);
~$300+ контроль качества;
~$200-250+ затвор.
ИТОГО: ~$800

Tamron продаёт импортёру: ~$1200 (50% наценка, $800 * 1.5)
Импортёр продаёт оптовику: ~$1800 (-"-)


Примечание: добавьте ещё 40-50% для получения розничных цен.

Примеры с "серого" рынка:
Hasselblad 903SWC. US$3612 из Гонконга, цена в США $4986 (онлайн
продавец, розница около $6,000)
Hasselblad 40mm CF FLE $2532 из Гонконга (1998)
Hasselblad CF 180mm f4 $1845 из Сингапура
Hasselblad 503CW/80CFT* комплект из Нью-Йорка ("серый" импорт) $2650
против $4211 у онлайн продавца
Hasselblad 203FE из Нью-Йорка ("серый" импорт) $2850 против B+H $5358 у
онлайн продавца


Прошу заметить, что достаточно лишь одной дополнительной наценки в 50% на шаге от Zeiss к Hasselblad, чтобы сделать из $1800 объектива $2700 объектив. Большая часть высокой цены оптики Hasselblad от Zeiss связана скорее с этим дополнительным шагом наценок, чем с огромной разницей в качестве или стоимости изготовления.

Мы также можем сравнить оптику Rodenstock в обоих байонетах для Hasselblad (Arcbody - второй байонет) с другими байонетами. Hasselblad, как оказалось, добавляет дополнительные 40% наценки на свою оптику. Тот же самый объектив с байонетом Hasselblad стоит на $1000 больше, чем в варианте с другим байонетом напрямую от Rodenstock. Повторю, что, эта 40-50% наценка является нормальной для маркетинговых уровней при капитализме.

Теперь вы можете использовать это понимание для того, чтобы сэкономить 40% или более на покупке новой оптики от Hasselblad. Всё, что вам нужно сделать, это срезать один уровень наценок, чтобы снизить цену Zeiss оптики от Hasselblad до уровня оптики от Bronica. Как? Просто избегая наценок официального импортёра, купив "серую" оптику из источников за рубежом (Grand Cayman, Англия, Гонконг). К примеру, новый 180 мм CF с международной гарантией стоит лишь $1850 у Grand Cayman, против $3000 от основного импортёра в США.

Возьмём пример из 35 мм мира. Камера продаётся за $300, стоит дилеру около $200 (и меньше при крупных партиях). Импортёр покупает эти камеры за $125, но стоимость камеры, сходящей с конвейера, - около $39. Итак, стоимость камеры составил около 13% от продажной стоимости, остальное же - наценки и прибыль. Таким образом, объектив от Hasselblad за $3000 может стоить $390, если использовать те же соотношения (или даже меньше, учитывая дополнительную наценку между Zeiss и Hasselblad).

Переделка оптики Hasselblad
Тема переделки оптики Hasselblad детально описывается на нашей страничке "Переделка оптики". Мы также рассматриваем на нашей странице "Hasselblad недорого" варианты адаптирования необычной оптики под камеры Hasselblad, включая такие, как камеры 500 серии с центральным затвором. Адаптировать оптику для камер с фокальным затвором довольно легко при наличии достаточного круга изображения, покрывающего кадр 6x6, и достаточно большого рабочего отрезка, позволяющего использовать её на камерах Hasselblad (т.е. больше 74.9 мм).

Как пример, мы приводим информацию о переделке хорошо себя зарекомендовавшего 30 мм "рыбьего глаза" для Киева 88 (Зодиак или Арсат) под камеры Hasselblad с фокальным затвором. Этот объектив покрывает кадр 6x6 на Киеве 88 и потому покроет и 6x6 кадр Hasselblad. Рабочий отрезок для этого объектива составляет 82.1 см, что позволяет использовать его на камере от Hasselblad. К сожалению, вы не сможете использовать переходник - вам будет нужен мастер, способный переделать байонет под Hasselblad. Обычно для этих целей жертвуют макрокольцом от Hasselblad, которое жёстко крепится на объектив. В результате вы получаете переделанный 30 мм "рыбий глаз" на камере Hasselblad, но вы теряете при этом автоматическую диафрагму и должны снимать в ручном режиме.

Ради чего всё это? Объектив Hasselblad Zeiss 30 мм f/3.5 стоит $5797 при заказе через интернет (B&H), в магазине - и того больше. А переделанный 30 мм f/3.5 для Киева стоит около $1000, давая экономию в $5000 (с налогом). Неплохо! Если вы нечасто используете "рыбий глаз" и не хотите платить за прокат раз за разом, этот вариант может вам подойти. С другой стороны, дешевле просто купить за $300 Киев 60 или Киев 88 и 30 мм "рыбий глаз" и использовать его с этой камерой с полной автоматикой диафрагмы. Вы также можете купить дешёвые переходники на различные камеры формата 6x4.5 (Pentax 645 или Mamiya 645), если вы предпочитаете этот формат или этого производителя.

Вы также можете использовать меха от Hasselblad для адаптирования различных макрообъективов. Если вам нравится Zeiss, вы можете попробовать найти макрообъективы из их серии Luminar (или Photar). С мехом и простым двойным спусковым тросиком также можно использовать форматную оптику с центральным затвором.

Прокат оптики
Не всегда нужно покупать оптику Hasselblad, чтобы её использовать, - часто её можно взять в прокат. Одно из огромных преимуществ Hasselblad перед Rollei на территории США - это наличие относительно большого количества прокатов оптики Hasselblad.

Одна из причин, по которой стоит посетить прокат, - это желание попробовать камеры и оптику Hasselblad до того, как вы вложите массу средств в среднеформатную аппаратуру. Может оказаться, что вам не очень нравится то, как система Hasselblad с её тяжёлой призмой вверху лежит в руках, а потому вы предпочтёте более лёгкую зеркалку 6x4/5. Или вы захотите убедиться, действительно ли Hasselblad так хорош в сравнении с вашей доброй зеркалкой Kowa 6x6, оправдает ли он свою высокую цену.
В прокате часто дают возможность попробовать камеру по более низкой цене (особенно по выходным). Некоторые продавцы б/у техники позволяют брать её напрокат, чтобы испробовать её в деле. Если вы решитесь на покупку, то сумма, уплаченная за прокат, будет вычтена из стоимости техники.
Менее явное преимущество проката - это возможность взять напрокат оптику для нечастого коммерческого или личного использования. Многие фотолюбители не будут использовать "рыбий глаз" достаточно часто, потому покупка нового объектива за почти $6000 не является разумной альтернативой нескольким походам в прокат.

Прокатные цены обычно выглядят странно: вы платите фиксированную сумму за почти любое оборудование, включая дешёвые кассеты или 80 мм объектив. Таким образом прокат "рыбьего глаза" за $6000 может стоить во многих прокатах всего вдвое больше, чем прокат 80 мм объектива. Имеет смысл просто купить дешёвые компоненты, которые вам нужны чаще всего, и не платить эти минимальные суммы каждый раз. С другой стороны, трудно оправдать покупку 30 мм "рыбьего глаза" или объектива 250 мм APO ради нескольких раз, когда они вам понадобятся, особенно учитывая стоимость обслуживания и ремонта.

Так же, как и профессионалы, берущие оборудование в прокат, вы будете платить за каждый рабочий день. Но, может быть, вы сможете получить скидки на выходных, в результате используя оборудование с вечера пятницы до утра понедельника за цену не намного большую, чем один рабочий день. Этот подход может быть очень полезен любителям, которым объектив нужен лишь на выходные.

Заключение
Мы рассмотрели массу вопросов касательно оптики Hasselblad. Мы узнали, отчего оптика Hasselblad такая дорогая и что вы получаете за ваши деньги. Мы предложили способы экономии средств с помощью прокатов, "серых" товаров, переходников, переделанных объективов и других хитростей. Мы изучили статистику по продажам оптики и обнаружили, что большинство владельцев техники Hasselblad также не имеют полного комплекта. Мы видели, насколько хороши объективы Hasselblad от Schneider и Zeiss, а также, насколько отличаются друг от друга новые объективы Hasselblad.
Надеюсь, что некоторые из этих пунктов были вам интересны и полезны. Ключевым моментом во всём этом является то, что вам необходимо тщательно изучить интересующую вас оптику до того, как вы сделаете шаг в направлении любой среднеформатной системы. Если вы поступите так, вы будете счастливее и успешнее. Удачи.

стрелка Количество страниц  1  2  3  

©2002 Все права принадлежат авторам статей. Любое использование перевода без разрешения администрации сайта M-Format запрещено. По вопросам, связанным с использованием материала, пишите на pr@mformat.com

Обсудить статью в форуме

стрелкаСсылки по теме
стрелка Путеводитель по оптике Хассельблад(eng)
стрелка Тесты разрешающей способности среднеформатных систем(eng)
стрелка О Carl Zeiss и других легендах в фототехнике(rus)
Редакция Новости Фотограф Форум Журнал Обзоры Камеры Объективы Аксессуары Покупки Большой формат
 
0
© 2002 Konopkine Alexei
e-mail:pr@mformat.com
All rights reserved.
Rambler's Top100 TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Ваша реклама на нашем сайте