разметка
Камера среднего формата
Ваша реклама на нашем сайте
 ЖурналОбзорыКамерыОбъективыАксессуарыПокупки Большой формат
Форум
Фотографы
Ссылки
Поиск по сайту
стрелка Другие статьи раздела
стрелка [2/4/2005] Объективы большого формата. Часть 5. Оптика NIKON
стрелка [28/2/2005] Объективы большого формата. Часть 4. Оптика FUJI
стрелка [28/12/2004] Объективы большого формата. Часть 3. Оптика RODENSTOCK
стрелка [28/12/2004] Объективы большого формата. Часть 2. Оптика SCHNEIDER-KREUZNACH
стрелка [3/7/2004] Объективы большого формата. Часть 1.
стрелка [4/6/2004] Что такое широкоформатная камера?
стрелка [29/5/2004] Фильтры большого формата
стрелка [22/5/2004] Настроение большого формата

стрелка Новости в фотографии
стрелка [2/10/2005] Franke & Heidecke - продолжение фототрадиций Rolleiflex в Брауншвайге
стрелка [15/9/2005] Rollei - «10-я Санкт-Петербургская ФОТОЯРМАРКА»
стрелка [20/1/2005] Цифровые новинки от Rollei.

стрелка Фотограф выпуска

стрелка Серж Данюшевский
    Путешествия и фотография
     

Реклама
RB2RB2

стрелка Опрос читателей

 Фотография в вашей жизни является:

Профессией
Дорогим хобби
Отличным отдыхом
Способом убить время

стрелка Результаты
стрелка Архив журнала

Выпуск #8   [Большой формат]  5/1/2005

Шаг к исключительности. Обзор Shen Hao 4x5.

Автор: Ковальков Денис (kovalkov@apertura.ru)
Оригинал статьи: http://apertura.ru/material/?id=256&part=0
 

Большой формат притягивает, содержит загадку. Возникла атмосфера, в которой данная техника кажется недостижимой, малопонятной. Ушёл ли крупный формат в историю? Не совсем. Кардан незаменим в работе некоторых профессионалов. Энтузиасты-любители не только снимают, но ещё изобретают новые виды камер. «Шен Хао 4 x 5» из высшей лиги фотографической техники доступной для любителя.

Для понимающего достаточно и немногого.
Латинская поговорка

Любой инструмент, которым фотограф пытается описать другой мир, свой мир, является достойным. Камера большого формата один из таких инструментов, один из самых мощных, многократно усиливающих впечатления и по-своему уникальный.

Photo 1

Возраст форматной камеры равен возрасту самой фотографии. Совершенствование не прекращается до сих пор, регулярно предлагаются всё более удобные конструкции из новых материалов. Виды камер различаются для разных задач. Для выездной работы — компактные полевые. Для студийной   — точные карданные.

Преимущества форматной камеры:
- Предсказуемость в работе;
- Простота оценки будущего результата, более интересные снимки;
- Потенциал широкоформатного отпечатка;
- «Открытие» теней;
- Детализация картины;
- Не нужно задумываться про зерно плёнки, выбор материала под задачу;
- Влияние на перспективные искажения;
- Гибкое управление глубиной резкости;
- Контроль над проявкой каждого листа плёнки ( push , pull );
- Эстетическое удовольствие от стиля работы.

Небольшой рынок не сдерживает появления десятков разных марок. Новые образцы создают и энтузиасты, организовывая индивидуальную «фабрику». «Шен Хао» собираются одним китайским мастером. Правда, детали производятся уже другими людьми.

Есть области, в которых форматная камера традиционно сильна, и позиций своих сдавать не думает. Пейзаж, архитектура, портрет, натюрморт, интерьер и другие жанры фотографии, не требующие спешки.

Стиль работы с «Шен Хао» особый, не терпящий суеты, как и в любом основательном деле. Неторопливость обязательно скажется на получаемом изображении. Пусть фотографий будет меньше, но они — результат более прочувствованный. Манипулируя изображением на матовом стекле, производится перебор разных вариантов и интуитивный поиск. Необходимость в тестовых кадрах уменьшается. Говорят, что крупноформатная камера для ленивых. Это следствие предсказуемости.

Photo 2

Как создаётся фотография? Замер экспозиции внешним экспонометром. Его роль может исполнить зеркалка. Экспонирование на листовую пленку, заправленную в двухсторонние кассеты. Стоимость цветных материалов относительно велика, но их расход много меньше, чем других типов плёнок. Почему бы не снимать на чёрно-белые плёнки? Многие мастера предпочитали монохромную фотографию, даже когда стал доступен цвет.

Оцифровать лист плёнки сейчас не проблема даже для любителя. Доступны модели планшетных сканеров с держателями для форматной плёнки.

Цифровой фотоаппарат сподручен в студии. Десятки тестовых кадров приводят к одному завершающему, и точка ставится спуском затвора старшего форматного брата.

На форматной камере изображение фактически конструируется. Картинка проецируется на матовое стекло 4х5", которое немного меньше фотографии 10х15. Перевёрнутое изображение обращается в плюс для композиции: привычные стереотипы восприятия приглушаются, многие недостатки становятся более очевидными.

С «Шен Хао» нет ограничения только листовым материалом, существуют адаптеры широкой стодвадцатой плёнки. С адаптером возрастает гибкость в подвижках хотя бы для очень скромного объектива.

Всё управление «Шен Хао» находится в объективе: диафрагма, выдержка, спуск. Взаимодействие с камерой проще, чем с узкоплёночной и тем более с цифровой. Освобождается внимание для сюжета.

Идея «Шен Хао» — в компактных, малых по массе формах. Гибкость в работе форматной камеры часто оценивается по возможным подвижкам передней и задней стенок.

Передняя стенка поднимается-опускается на 37 и 32 мм, поворачивается влево-вправо на 17 градусов, наклоняется вокруг двух осей. Передняя объективная панель снимается за пару секунд с помощью верхней задвижки. Объективная панель не очень плотно подходит по площади, есть смысл её заменить, благо аксессуары и разные части для форматных камер нередко взаимозаменяемы. К бархатной прокладке та же объективная плата прижимается надёжно, подсвечивания не происходит. Передняя стенка перемещается вперёд и назад двумя способами: свободное на глаз движение по рельсу и точная подстройка (фокусирование) винтовой головкой. Свободное движение фиксируется парой рычажков. Нужно заметить, что взаимодействие с подобными рычажками и другими винтовыми ручками очень мягкое, а конструкция фиксируется надёжно и быстро.

Поворот передней стенки контролируется рычажками. Для углов линеек нет. Замечать некоторые линейные сдвиги можно по специальным сантиметровым разметкам: в стороны для задней стенки, подъёмы и перемещения вперёд-назад передней стенки.

Задняя стенка наклоняется, поворачивается на 20 градусов, поднимается на 46 мм. Кроме того, есть сдвиг влево-вправо примерно по 40 мм. Задняя стенка перемещается только вперёд. На верхней плоскости задней стенки спиртовой уровень. При работе и в сложенном состоянии камеру удобно переносить за ручку сверху. В сложенном виде затягивать все винты не нужно   — от раскрывания предохраняет специальная защёлка.

Приведенные миллиметры и градусы могут мало о чём говорить, на практике оказывается, что амплитуды разных частей с большим запасом достаточно, чтобы выжать из объектива всё.

На матовом стекле изображение отчётливо различимо под затемняющей накидкой. Перемещения и вращение ручек происходит на ощупь. Небольшая практика нужна, как и в работе с любым инструментом. С точностью и скоростью манипуляций к «Шен Хао» претензий нет.

Photo 3

Меха выполнены из синтетического материала. В испытуемой модели меха не сменные. Имеется тип камеры «Шен Хао» с возможностью установки другого   — широкоугольного меха. Максимальное расстояние между стенками, и соответственно растяжение меха, достигает почти сорока сантиметров.

Photo 4

Классический вид «Шен Хао» в немалой мере обязан дереву — тику, из которого она сделана. Металлические части конструкции из латуни, окрашенной в чёрный цвет. После недельного теста краска не выявила признаков стирания. Задняя стенка имеет стандартное крепление Graflock . Панель задней стенки легко снимается и поворачивается: кадру легко придать как вертикальное, так и горизонтальное положение. Почему-то с форматной камерой чаще хочется выбрать именно вертикальный кадр. На матовом стекле сетка с сантиметровыми делениями. Есть отметки для кадров 6х6, 6х7, 6х11. Качество изображения на матовом стекле зависит от светосилы объектива, f /5.6 для фокусирования достаточно, и от накидки – чем больше темноты, тем лучше.

Photo 5

Вся конструкция мобильна, собирается за считанные минуты. Вес чуть больше двух килограммов. Объективы часто не увесисты и легче многих зумов и фикс-фокалов для среднего и узкого формата.

Photo 6    Photo 7

Крепление объективов производится на объективной доске. Для нескольких видов затворов свои отверстия. К каждому объективу достаточно иметь свою доску, чтобы не перекручивать в процессе съёмки. Смена объективной платы проще, чем смена объектива в зеркалке. Оптика подойдёт даже полувековой давности. Главный критерий – кроющая площадь.

Камера «Шен Хао» типичный представитель полевой камеры. Вот она, рядом, нужно её только заметить. Увидеть новую сферу возможностей в собственном творчестве. Тот, кто делает шаг назад, в другую сторону, оказывается впереди других. С чего любителю начать интересное путешествие в мир форматной техники? Вариант «Шен Хао»   — надо заметить, неплохой. Любая форматная техника – это стабильно, надёжно и надолго.

Данный обзор камеры Shen Hao и практическое знакомство с форматной техникой было бы мало возможным без Виктора Джолоса, директора Фотомастерских РСУ . Спасибо Виктору за проявленный энтузиазм.

Илья Гржибовский, Prograf , снабдил объективом, кассетами, и, самое главное, объяснил, как пользоваться форматной камерой, заряжать кассеты и другие премудрости. Автор благодарен Илье за внимательное отношение.

 


©2002 Все права принадлежат авторам статей. Любое использование перевода без разрешения администрации сайта M-Format запрещено. По вопросам, связанным с использованием материала, пишите на pr@mformat.com


Обсудить статью в форуме

стрелка Ссылки по теме
стрелка Любовь с первого взгляда(eng)
стрелка Shen-Hao HZX4x5-II, A Large Format Field Camera(eng)
стрелка Shen-Hao 6x17 Roll Film Back(eng)
стрелка Еще один обзор(eng)
стрелка Entry Level Field Camera Shootout(eng)
Редакция Новости Фотограф Форум Журнал Обзоры Камеры Объективы Аксессуары Покупки Большой формат
0
© 2002 Konopkine Alexei
e-mail:pr@mformat.com
All rights reserved.
Rambler's Top100 TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Ваша реклама на нашем сайте