разметка
Камера среднего формата
Ваша реклама на нашем сайте
 ЖурналОбзорыКамерыОбъективыАксессуарыПокупки Большой формат
Форум
Фотографы
Ссылки
Поиск по сайту
стрелка Другие статьи раздела
стрелка [5/1/2005] Шаг к исключительности. Обзор Shen Hao 4x5.
стрелка [2/4/2005] Объективы большого формата. Часть 5. Оптика NIKON
стрелка [28/2/2005] Объективы большого формата. Часть 4. Оптика FUJI
стрелка [28/12/2004] Объективы большого формата. Часть 2. Оптика SCHNEIDER-KREUZNACH
стрелка [3/7/2004] Объективы большого формата. Часть 1.
стрелка [4/6/2004] Что такое широкоформатная камера?
стрелка [29/5/2004] Фильтры большого формата
стрелка [22/5/2004] Настроение большого формата

стрелка Новости в фотографии
стрелка [2/10/2005] Franke & Heidecke - продолжение фототрадиций Rolleiflex в Брауншвайге
стрелка [15/9/2005] Rollei - «10-я Санкт-Петербургская ФОТОЯРМАРКА»
стрелка [20/1/2005] Цифровые новинки от Rollei.

стрелка Фотограф выпуска

стрелка Серж Данюшевский
    Путешествия и фотография
     

Реклама
RB2RB2

стрелка Опрос читателей

 Фотография в вашей жизни является:

Профессией
Дорогим хобби
Отличным отдыхом
Способом убить время

стрелка Результаты
стрелка Архив журнала

Выпуск #8   [Большой формат]  28/12/2004

Объективы большого формата. Часть 3. Оптика RODENSTOCK

Автор: Ярослав Амелин. Свободный фотограф  (yaram@mail.ru)
Оригинал статьи: Специально для журнала средний формат
 

Rodenstock представляет второго по счету европейского производителя объективов большого формата из четырех «мировых китов», о которых я говорил в прошлой статье. Немецкая фирма завоевала репутацию не только среди рядовых фотографов, но и среди многих производителей крупноформатных камер, комплектующих свою технику объективами Rodenstock . Например, не думайте, что Sinar самостоятельно изготовляет объективы под маркой Sinaron . Большей частью это всего лишь отобранная и протестированная оптика Rodenstock .

Пять серий объективов доказывают сегодня всему миру качество немецкой оптики: это Apo - Grandagon , Grandagon - N , Apo - Sironar - N , Apo - Sironar - S , Apo - Makro - Sironar . Apo - Grandagon и Grandagon - N – широкоугольные объективы, Apo - Sironar - N и Apo - Sironar - S – универсальные стандартные, а Apo - Makro - Sironar , конечно же, для макросъемки. Кроме этих серий Rodenstock производит еще несколько, но менее распространенных. Это широкоугольные объективы старых линеек и оптика с сетчатыми диафрагмами. С другой стороны, 19 объективов Rodenstock , о которых говорится в этой статье, закрывают большинство потребностей профессиональной фотографии. В названиях четырех серий присутствует приставка «Аро» обозначающая апохроматическую конструкцию. В этих объективах вы не должны заметить раздражающей цветной каймы даже на очень контрастных переходах. Хроматическая аберрация по заявлениям производителя корректируется по трем (а не по двум) цветам.

У Rodenstock есть «лиловая серия» для цифровых приставок, но в этой статье речь идет только об объективах для пленки. Они, конечно, могут использоваться и с цифровыми задниками, особенно сканирующими, но, когда уже есть специализированная оптика, результат оказывается несколько хуже.

Apo - Grandagon

Серия сверхширокоугольных объективов Apo - Grandagon удивляет своими фокусными расстояниями и максимальными диафрагмами: 35/4.5, 45/4.5, 55/4.5. Цифры характерны скорее для 35-мм или среднеформатной оптики. Но ларчик открывается просто – эти объективы предназначены для рольфильма с размером кадра до 6х9 (35/4.5) и до 6х12 (45/4.5 и 55/4.5). 55/4.5 закрывает и «4х5», но чуть-чуть. Серия Apo - Grandagon - логичный выбор для широкоугольной фотографии в среднем формате с применением подвижек.

В отличие от, скажем, объективов 45/4.0 и 55/4.0 мм для 6х7 ( Pentax 67), Apo - Grandagon 45/4.5 и 55/4.5 намного привлекательней для архитектурных работ, так как имеют запас поля изображения. Однако есть минус – необходимость применения центрального фильтра. К слову, углы кадра с обычными среднеформатными объективами тоже экспонируются хуже, и это иногда заметно, хотя и не критично. В случае трех объективов Apo - Grandagon , разница между центром и краем поля составляет две с половиной ступени, которые проигнорировать не получится. Не выйдет и отказаться от центрального фильтра под предлогом небольших подвижек: даже в рамках кадра 6х9 изменения будут заметными, а с учетом небольшого круга изображения ничтожная подвижка будет усугублять неравномерность кадра.

Объективы очень легкие и компактные. Они могут с успехом применяться с ручными шифт-камерами, но необходимы и при использовании пленочного адаптера с крупноформатными фотоаппаратами. Восемь линз в четырех группах, небольшой диаметр резьбы под фильтр и возможность установки объектива в фокусирующей оправке (для камер без меха) – отличительные черты конструкции Apo - Grandagon .

Rodenstock маркирует собственные объективы цветными ободками на передней группе линз. Широкому углу соответствует зеленый цвет, универсальным объективам – красный и серый, макро – оранжевый.

Grandagon - N

Серия Grandagon - N предназначена для тех, кто не хочет ограничиваться рольфильмом и готов тратиться на листовую пленку. Четыре объектива: 65/4.5, 75/4.5, 90/4.5 и 90/6.8. Как и другие производители, Rodenstock выпускает две версии объектива с популярным фокусным расстоянием 90 мм. Нужно признать, что 90/4.5 великолепен для фокусирования в темных интерьерах, а 90/6.8 совсем неплох для пейзажей. Уменьшив светосилу, Rodenstock добился заметного снижения массы объектива. 90/6.8 имеет конструкцию, отличающуюся от остальной оптики серии Grandagon - N : здесь шесть элементов в четырех группах.

65/4.5 все же имеет слишком небольшой круг изображения для полноценной работы с форматом «4х5». Он еще сгодится на 9х12 см, но всего 10% относительных подвижек для «4х5» - это меньше возможностей обычного шифт-объектива для среднего формата. Поэтому 75/4.5 выглядит предпочтительней. Нужно помнить, что указанный в таблице круг изображения выполняется только на диафрагме f /22, а с увеличением апертуры он уменьшается. То есть при f /8 и, тем более, f /4.5, подвижки значительно меньше. Объектив 90/4.5 хорош и для «5х7», чего не скажешь о 90/6.8, который лучше не использовать с форматами более «4х5».

Принято считать, что объективы большого формата особенно симметричных конструкций избавлены от дисторсии. Это, как всегда, некоторое приближение. Дисторсия все равно присутствует, но не больше 1%, что заметно на очень больших увеличениях и то, тогда, когда на границе кадра есть заведомо ровные параллельные объекты. Например, у серии Apo - Grandagon дисторсия не превышает 0.5%, что является очень высоким показателем, особенно по сравнению со светосильными зумами для 35-мм, где 6% встречается не так уж и редко. Очевидно, что в объективах большого формата с короткими фокусными расстояниями дисторсия больше, чем в универсальных. Это еще одна причина такого широкого использования стандартной оптики, которая нередко дешевле.

Примечательно, что, несмотря на большую светосилу, к объективам серии Grandagon - N подходят фильтры общепринятых и доступных размеров. Опять же, масса совсем не велика, а преимущественное использование затворов №0 разрешает выдержки до 1/500 с. Как и всех широкоугольных объективов, назначение серии Grandagon - N редко выходит за пределы архитектуры и пейзажа.

Apo-Sironar-N и Apo-Sironar-S

Я не зря объединил эти две серии стандартных объективов (о том, что такое стандартные объективы в большом формате, написано в прошлой статье): они очень похожи. Хотя есть различия, из-за которых линейка Sironar - N признается менее профессиональной, чем Sironar - S . Надо заметить, что в большом формате понятия «бюджетные объективы» не существует. Все объективы сделаны для профессионального использования, служат десятилетиями и поэтому Sironar - N , на самом деле так же хорош, как и Sironar - S , если его характеристики вас устраивают.

Серия Apo - Sironar - N состоит всего из двух объективов 150/5.6 и 210/5.6 (На самом деле их значительно больше: вплоть до 480/8.4, но это «уходящая» линейка, которую призвана заменить оптика Sironar - S ). Первый из них рекомендуется для формата «4Х5», а второй – для «5х7». Apo - Sironar - S содержит уже восемь фокусных расстояний: 100, 135, 150, 180, 210, 240, 300, 360. Все объективы с диафрагмой 5.6, кроме 360/6.8. Как видно, серия Sironar - N совсем небольшая и претендует на звание стандартных объективов для форматов «4х5» и «5х7», в отличие от Sironar - S , предоставляющей универсальную оптику для всех форматов от 6х9 см до «8х10».

В чем же разница между Sironar - N и Sironar - S ? Этот вопрос особенно актуален с учетом цен, которые более лояльны у серии Sironar - N . Отличие – разные углы зрения (72 у Sironar - N против 75 у Sironar - S ). Небольшое изменение влечет разные диаметры кругов изображения, которые больше и удобней у Sironar - S . Однако, разница не очень велика, возможно, она меньше, чем в цене. Кроме того, в объективах Sironar - S используются линзы из стекла с пониженной дисперсией ( ED ).

Отличительными чертами Apo - Sironar - N и Apo - Sironar - S является небольшая масса и удобные диаметры фильтров (кроме 300/5.6 и 360/6.8). Удивительно, но эти объективы часто легче зумов для 35-мм зеркальных камер, да и меньше по размерам. Качество изображения, как и у всех стандартных объективов большого формата - «лучше не бывает».

Apo - Sironar - N и Apo - Sironar - S – «рабочие лошадки» крупноформатного фотографа, но Sironar - N все же понижен в статусе. Дополнительное подтверждение – серый ободок вместо красного у Sironar - S .

Apo - Makro - Sironar

Apo - Makro - Sironar – серия макрообъективов. Всего два представителя: 120/5.6 и 180/5.6. Как в случае с большинством макрообъективов, величина круга изображения очень сильно зависит от масштаба, при котором они применяются. Если мы будем ориентироваться на масштаб 1:1, то 120/5.6 предназначен для «4х5», а также для «5х7» без особых подвижек. 180/5.6 ориентирован на большие форматы. Вся серия оптики разработана для получения наилучшего качества изображения в диапазоне масштабов от 1:5 до 2:1. В этих границах Apo - Makro - Sironar – лучший выбор.

Когда вы оцениваете круг изображения для макрообъектива, то подумайте, в каких масштабах будет большинство съемок. Если вы ориентируетесь на сверхувеличения вроде 3:1, то имейте ввиду, что этот масштаб потребует растяжения меха приблизительно 360 мм для 120/5.6 и 540 мм для 180/5.6. В крупноформатной фотографии область применения макрообъективов расширяется, так как при масштабе 1:5 и формате «4х5», предмет размером 60 см как раз займет лист пленки по высоте. То есть очень многие сюжеты особенно связанные с рекламой продуктов питания, электронных устройств и пр., попадают в сферу макрообъективов.

Пять серий объективов Rodenstock обеспечат вас отличными картинками. Многие фотографы считают, что оптика Rodenstock резче изделий других производителей. Спорный вопрос, на который нельзя дать однозначный ответ годный для всех фокусных расстояний и аналогичных линеек. Предпочтения известных марок крупноформатных фотоаппаратов, тоже ничего не значат, тем более, что и здесь нет засилий Rodenstock .

Сравнить объективы Rodenstock вы можете в сводной таблице основных технических характеристик.

Основные характеристики объективов Rodenstock для пленочных крупноформатных камер
(файл в формате word, 86 Kb)

Примечания к таблице: Размер подвижек для каждого формата указан в вертикальном (первый столбец) и горизонтальном (второй столбец) направлениях. Величины подвижек названы для «горизонтальной» ориентации кадра. Чтобы получить размеры подвижек для «портретного» сюжета, поменяйте местами величины для вертикального и горизонтального смещений. «?» - означает, что характеристика неизвестна (в скобках дается предположение). Прочерк – нет такой характеристики. Пустая клетка – подвижек для этих форматов не существует. Для макрообъективов величина подвижек дана для масштаба 1:1.

При подготовке этой статьи было предпринято все возможное, чтобы исключить опечатки и неточности. Тем не менее, я допускаю возникновение неточностей в информации, как из-за меня, так и по независящим от меня обстоятельствам. Я также сообщаю, что не являюсь представителем каких-либо фирм, реализующих оптику Rodenstock для крупноформатных камер, и не действую в их интересах. Единственными целями, которыми я руководствовался – это предоставить наиболее полную информацию об объективах и способствовать популяризации большого формата в России и русскоязычном мире.


©2002 Все права принадлежат авторам статей. Любое использование перевода без разрешения администрации сайта M-Format запрещено. По вопросам, связанным с использованием материала, пишите на pr@mformat.com


Обсудить статью в форуме

стрелка Ссылки по теме
стрелка Объективы большого формата. Часть 1. (eng)
стрелка Объективы большого формата. Часть 2. Оптика SCHNEIDER-KREUZNACH (eng)
стрелка Large Format Lenses(eng)
стрелка Обьективы, технические характеристики(eng)
стрелка Production Dates for Rodenstock Lenses(eng)
стрелка Large Format photographic lenses test(eng)
стрелка Large Format Lenses (eng)
стрелка 4x5" LF Lenses, sorted by Name, Maker, and Construction(eng)
стрелка Resolution of some Medium and Large Format Lenses (eng)
Редакция Новости Фотограф Форум Журнал Обзоры Камеры Объективы Аксессуары Покупки Большой формат
0
© 2002 Konopkine Alexei
e-mail:pr@mformat.com
All rights reserved.
Rambler's Top100 TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Ваша реклама на нашем сайте