разметка
Камера среднего формата
Ваша реклама на нашем сайте
 ЖурналОбзорыКамерыОбъективыАксессуарыПокупки Большой формат
Форум
Фотографы
Ссылки
Поиск по сайту
стрелка Другие статьи раздела
стрелка [5/1/2005] Шаг к исключительности. Обзор Shen Hao 4x5.
стрелка [2/4/2005] Объективы большого формата. Часть 5. Оптика NIKON
стрелка [28/2/2005] Объективы большого формата. Часть 4. Оптика FUJI
стрелка [28/12/2004] Объективы большого формата. Часть 3. Оптика RODENSTOCK
стрелка [3/7/2004] Объективы большого формата. Часть 1.
стрелка [4/6/2004] Что такое широкоформатная камера?
стрелка [29/5/2004] Фильтры большого формата
стрелка [22/5/2004] Настроение большого формата

стрелка Новости в фотографии
стрелка [2/10/2005] Franke & Heidecke - продолжение фототрадиций Rolleiflex в Брауншвайге
стрелка [15/9/2005] Rollei - «10-я Санкт-Петербургская ФОТОЯРМАРКА»
стрелка [20/1/2005] Цифровые новинки от Rollei.

стрелка Фотограф выпуска

стрелка Серж Данюшевский
    Путешествия и фотография
     

Реклама
RB2RB2

стрелка Опрос читателей

 Фотография в вашей жизни является:

Профессией
Дорогим хобби
Отличным отдыхом
Способом убить время

стрелка Результаты
стрелка Архив журнала

Выпуск #8   [Большой формат]  28/12/2004

Объективы большого формата. Часть 2. Оптика SCHNEIDER-KREUZNACH

Автор: Ярослав Амелин. Свободный фотограф  (yaram@mail.ru)
Оригинал статьи: Специально для журнала средний формат
 

Оптика SCHNEIDER-KREUZNACH

В мире существует всего четыре основных производителя объективов для крупноформатных камер: Fuji , Nikon , Rodenstock и Schneider - Kreuznach . Конечно, есть и другие изготовители, но основную массу современной оптики делают только четыре фирмы. Производство форматных объективов не так просто, как может показаться. Имея всего несколько линз, объективы большого формата очень сложны в расчете и дороги в производстве, так как объемы не могут поспорить с производством оптики для зеркальных камер. В этой области европейские изготовители показывают себя не хуже японских, и соотношение, как мы видим по названию фирм, два к двум.

Первая из рассматриваемых линеек оптики для использования с пленкой изготовляется немецкой фирмой Schneider - Kreuznach . О ней и рассказывает эта статья. Объективы Schneider - Kreuznach купить в России не очень сложно, они действительно стоят на полках, чего не скажешь о продукции Fuji и Nikon . Скорее всего, вы уже знакомы с этой фирмой - Schneider - Kreuznach делает фильтры под известной маркой B + W . Сегодня уже есть линейки оптики, предназначенные для цифровых крупноформатных камер, Schneider - Kreuznach тоже делает такие объективы, но о них будет написано отдельно.

Schneider - Kreuznach массово производит пять серий высококачественной оптики для крупноформатных камер: Super - Angulon , Super - Summar XL Aspheric , Apo - Symmar L , Apo - Tele - Xenar и Makro - Summar HM . В сумме набирается 23 объектива. Помимо них есть производство элитарных объективов - серия Fine Art XXL, в которой три объектива.

Super - Angulon

Шесть объективов Schneider - Kreuznach Super - Angulon - это широкоугольная оптика для архитектуры и пейзажа. Super - Angulon 38/5.6 XL , 47/5.6 XL , 58/5.6 XL , 72/5.6 XL , 90/5.6 XL , и более простой 90/8.0. 38-мм объектив не закрывает «4х5», а 47/5.6 является на сегодняшний момент самым широкоугольным объективом в мире для формата «4х5», соответствуя приблизительно 13 мм для узкого кадра. Этот феноменальный объектив даже разрешает подвижки, но они лишь небольшое утешение. 58/5.6 имеет такой же круг изображения, как и 47/5.6, поэтому эти два объектива призваны использоваться с форматной пленкой без подвижек или, что более разумно, с меньшими форматами во всей красе.

Широкоугольные объективы настолько изменяют перспективу, что можно усмотреть плюс в отсутствии реальных подвижек на формате «4х5». Если сдвинуть 47-ми или 58-ми миллиметровый объектив, то на углах будут весьма заметные искажения. С другой стороны, обрезав кадр до 6х12 см мы получаем эффект панорамы не только по формату, но и по ощущению. Заметьте, все головокружительные фокусные расстояния означают безупречное качество по части дисторсии.

Объективы 72/5.6 и 90/5.6 – один из лучших выборов для формата «4х5». Оба объектива закрывают «5х7», и, в общем-то, дают там свободу, но только 90/5.6 является действительно подходящим для вдвое большей площади пленки. Объектив 90/5.6 единственный имеет съемное страховочное кольцо на задней группе линз. В камерах с ограниченными размерами это кольцо может сниматься – иначе объектив нельзя использовать, но при этом крайняя линза совсем обнажается и ее легко повредить. 90/8.0 – облегченный вариант для «4х5», на треть дешевле. Если ваши амбиции заканчиваются на «4х5» или, еще меньше, 9х12 см, а светосила не очень интересует, то 90/8.0 - неплохой выбор. Однако снижение массы ничтожно и совсем не такое, как можно было бы ожидать – десять грамм.

Я признаю объектив 72/5.6 лучшим выбором для интерьерной фотографии, хотя более скромный по углу зрения 90/5.6 тоже очень заманчив. И все же, сегодня 72 мм более актуально для интерьера, чем 90. Эти два объектива приятно иметь в паре, к тому же у них унифицированы диаметры резьбы и виды центральных фильтров. Вся серия Super - Angulon не предусматривает установку фильтров сзади – неприятное исключение из общего правила объективов большого формата.

Центральные фильтры, призванные уравновесить падение освещенности к углам изображения, очень желательны ко всем объективам Super - Angulon . Дело в сверх больших углах зрения, доходящих до 120 градусов. А, как известно, снижение освещенности от центра к краям пропорционально косинусу в четвертой степени от угла падения лучей света. Соответственно, чем больше угол зрения, тем больше возможный угол падения света и тем больше снижение освещенности. Для телеобъективов такой проблемы в практических рамках вообще не стоит – посмотрите на угол зрения. Сожаление вызывает цена центральных фильтров, которая в среднем составляет треть стоимости самого объектива и неприлично возрастает с увеличением диаметра.

Конструкция объективов серии схожа: одна оптическая схема из восьми линз в четырех группах и везде один и тот же типоразмер затвора - №0. Используется металлический корпус и просветляющие покрытия, как и во всех остальных объективах Schneider - Kreuznach .

Серия Super - Angulon предоставляет фотографам самые широкие углы, которые только возможны в большом формате при неизменном качестве изображения. Это просто необходимый выбор, прежде всего для съемки интерьеров. Но не спешите с выводами, впереди еще много достойных конкурентов.

Super - Summar XL Aspheric

Характеристики объективов этой сравнительно новой серии Schneider - Kreuznach после беглого взгляды вызывают мысли об опечатках. Но нет, это всего лишь достижение современных технологий, ставших доступными на рубеже веков. Асферические элементы, примененные в объективах 80/4.5 XL , 110/5.6 XL , 150/5.6 XL и 210/5.6 XL , не только улучшили качество изображения и снизили массу, но и довели диаметры кругов изображений до фантастических цифр. Еще одним преимуществом является небольшая зависимость качества фотографий от масштаба. Снимаете ли вы пейзаж, фокусируясь на бесконечность, или репродукцию в масштабе 1:3, изображение не теряет ни резкости, ни контрастности. Это универсальные объективы для архитектурной, пейзажной и рекламной съемки, которые благодаря небольшому весу (не смотрите на 210/5.6 XL ) подходят для работы на выезде.

С серией Super - Summar XL Aspheric также рекомендуется использовать центральные фильтры, но здесь есть важное замечание. Дело в том, что поле изображения настолько огромно для формата «4х5», особенно у объективов 150/5.6 XL и 210/5.6 XL , что даже с большими подвижками вы не выйдите из центральной зоны круга изображения. Понятно, что падение освещенности будет несильным, так как вы находитесь у центра, и фильтр не нужен. Чтобы добраться до края, вам придется сдвинуть «4х5» на его полный размер по высоте вниз или вверх и даже больше. Вот только в этом случае нужно использовать центральный фильтр или с большими форматами вроде «8х10». Есть еще один тонкий момент. Изменение освещенности от центра к краям зависит не только от конструкции объектива, но и от его диафрагмирования. Как правило, на открытой диафрагме изменение происходит плавно, на закрытой – поле условно равномерного освещения в центре увеличивается, но более круто «сваливается» к краям. Это приводит к тому, что, сильно диафрагмируя объективы Super - Summar XL Aspheric , вы снижаете необходимость в центральном фильтре.

Конструкция объективов на первый взгляд проще – шесть элементов в четырех группах, но асферические линзы предъявляют свои требования. Фильтры можно крепить как спереди, так и сзади, кроме 80/4.5 XL (только спереди), что особенно актуально для 210/5.6 XL , где размер резьбы спереди 135 мм, а при использовании центрального фильтра – 152 мм (попробуйте найти такие фильтры), но сзади, вполне разумные 72 мм.

Но ничего не бывает бесплатно. Помимо высокой цены, оптика XL Aspheric чрезвычайно требовательна к точности монтажа. Собранный на заводе передний блок линз и затвор вообще не рекомендуется разъединять, а монтировать объектив на доску стоит как можно реже. Если же затвор сломался, то менять его нужно на производстве Schneider - Kreuznach , а еще лучше там же крепить доску. Что поделаешь, «асферичность» требует точного обращения.

Объектив 80/4.5 XL очень и очень легкий. Он уступает Super - Angulon 72/5.6 и 90/5.6 в круге изображения, хотя и не очень много, но зато светосильней почти на ступень и легче в два раза. При съемке интерьеров его качества невосполнимы, а подвижки для «4х5» достаточны. Кстати его цена не сильно отличается от Super - Angulon 72/5.6 и 90/5.6. Объектив 110/5.6 XL уже великолепно подходит для «5х7», а 150/5.6 XL для «8х10». 210/5.6 XL вообще неповторим, диаметр его круга изображения соответствует объективу классической конструкции с фокусным расстоянием 480 мм. 210 мм для «8х10» - это широкоугольник, а запас поля изображения достаточен и для «11х14», где 210 мм соответствуют привычным 25 мм для узкого кадра. Потрясающие возможности за потрясающие цены. Но трудно поспорить с тем, что сегодня серия Super - Summar XL Aspheric представляет следующее поколение объективов для большого формата.

Apo - Symmar L

Если для большого формата применимо понятие стандартного или классического объектива, то серия Apo - Symmar L его воплощает. Самые популярные объективы с самым лучшим соотношением цена/качество с самой симметричной конструкцией. Золотая середина между безумными углами широкоугольных объективов и длинными фокусными расстояниями телевиков. Любой объектив – компромиссное решение. Улучшая одни качества, мы теряем в других. Но классические симметричные объективы для большого формата исключение из всех оптических правил.

Многим не нравится 50 мм на кинопленке, с другой стороны перечень фотографов мирового масштаба снимавших такими объективами займет не один лист. Я назову только одно имя, которого будет достаточно: Анри Картье-Брессон.

В большом формате ситуация со стандартными объективами несколько иная, так как влияет размер пленки. Лучше использовать за критерий не фокусное расстояние, а угол зрения. Объективы, дающие 60-80 градусов (в большинстве своем ближе к 75) можно считать стандартными. Другое дело, что на самом деле этот будет соответствовать то легкому широкоугольнику, то серьезному телевику.

Серия Apo - Symmar L состоит из шести объективов: 120/5.6 L , 150/5.6 L , 180/5.6 L , 210/5.6 L , 300/5.6 L и 480/8.4 L . Выбор сводится к фокусному расстоянию. Ясно, что 120…180 мм это преимущественно для «4х5», а 480 - для «8х10» и больше. Особенность объективов - отличное качество изображения для разнообразных видов съемок, включая макро до масштаба 1:3. Освещенность поля изображения очень равномерна и центральные фильтры не требуются вовсе.

Конструкция всех объективов серии одинакова, разнятся лишь размеры. Шесть линз в четырех группах и возможность установки фильтров как спереди, так и сзади. Симметрия объективов диктует одинаковые диаметры резьбы под фильтры с обеих сторон, кроме одного исключения - 300/5.6 L . Почему у этого объектива разные диаметры я не могу понять, шутка конструкторов.

Серия Apo - Symmar L – универсальные объективы, область применения которых ограничена только вашей фантазией. Все гениальное просто.

Apo - Tele - Xenar

Телеобъективы выпадают из общих принципов построения оптики большого формата. Дело в том, что они больше всего напоминают объективы к 35-мм зеркальным камерам, где даже широкоугольники сделаны по схеме перевернутого телевика. Это несимметричные объективы с вынесенной вперед фокусной точкой, что позволяет сократить необходимое растяжение меха камеры на 30-40%. Классический объектив 600 мм потребовал бы близкого к своему фокусному расстоянию растяжения меха, которое недостижимо для полевых фотоаппаратов, да и неудобно для монорельсовых. Телеобъектив нетребователен, легче и, часто, дешевле. Платой за преимущества является сокращение поля изображения и большее количество аберраций.

В серию Apo - Tele - Xenar входит четыре (а на самом деле три) объектива: 250/5.6, 400/5.6, 600/9.0 и 800/12.0. Два последних – это один объектив с разными задними группами линз. Здесь Schneider - Kreuznach возрождает концепцию сменных задних элементов. Имея один объектив, но несколько задних групп линз, можно, устанавливая их, менять характеристики оптики. Очевидно, что так дешевле, но менее удобно. Чтобы поменять фокусное расстояние, придется сесть за стол и вооружиться ключиком.

Приставка « Apo » говорит о коррекции хроматических аберраций, усиливающихся в телеобъективах. Эти объективы незаменимы при съемке удаленных сюжетов в пейзаже и архитектуре, а также для портрета. И чем больше формат пленки, тем длиннофокусней должен быть объектив. Поэтому 800 мм в «8х10» это всего-то 110 мм в эквиваленте 35-мм кадру. Легкий портретный объектив, так сказать.

Если вы можете отказаться от телеобъективов – откажитесь. Эта не та оптика, за которой стоит приходить в большой формат, но это и та оптика, которой все равно нет замены.

Makro - Summar HM

Макросъемку можно сделать и стандартным объективом, но если нужно фотографировать крупным планом часто, то не пожалейте денег на макрообъектив. Любой объектив может быть оптимизирован только для определенного диапазона увеличений, поэтому использование обычной оптики приведет к снижению качества картинки.

В серии Makro - Summar HM три объектива: 80/5.6 НМ, 120/5.6 НМ и 180/5.6 НМ. Все объективы разрабатывались для наилучшего качества при масштабе 1:1 и высокого качества изображения в диапазоне масштабов 1:4…4:1. Серия спроектирована с использованием линз из стекла с пониженной дисперсией ( ULD ).

Для форматных объективов с ростом масштаба увеличивается и диаметр круга изображения, поэтому даже 120/5.6 НМ пригоден для «8х10» при масштабе 2:1. Чем больше фокусное расстояние объектива, тем дальше при одинаковом масштабе он может находится от предметов. Практическое значение этого трудно переоценить: у вас намного больше места для света и дополнительных приспособлений.

Объективы серии Makro - Summar HM компактны и легки. Восемь линз в четырех группах, фильтры устанавливаются только спереди, но все небольшого диаметра. Для съемки в масштабе 1:1 к формату «4х5» рекомендуется 80/5.6, к «5х7» - 120/5.6, а для «8х10» - 180/5.6. Как написано выше, большое фокусное расстояние дает плюсы, но, одновременно требует значительных растяжений меха. Так что выбор макрообъектива может оказаться самым сложным – придется искать компромиссное решение. Хотя 80/5.6 дешевле.

Fine Art XXL

К последней «Фотокине 2004» Schneider - Kreuznach разработал новую серию объективов Fine Art XXL. Пока выпущено всего три объектива: 550/11 XXL, 1100/14 XXL и 1100/22 XXL. По сути, это два объектива с фокусными расстояниями 550 и 1100 мм. Отличие между 1100/14 XXL и 1100/22 XXL в типе диафрагмы: у первого она вставная, у второго традиционная – в затворе. Серия Fine Art XXL разрабатывалась для сверхбольших форматов вплоть до 20х24 дюйма (именно дюйма). Где взять такую пленку, не ясно. Правда, можно снимать сразу на фотобумагу.

550 мм – это широкоугольник (улыбнитесь), а 1100 мм – нормальный объектив. Оптика построена по классической симметричной схеме, и поэтому обладает исключительными оптическими свойствами с учетом формата. На объективы можно ставить фильтры с двух сторон, используются затворы №3. Особого внимания требует объектив 1100/14 XXL без затвора, но со вставными диафрагмами. Кроме сравнительно большой максимальной апертуры, здесь можно вставлять сетчатые диафрагмы для получения художественных эффектов.

Серия Fine Art XXL создана для фанатов большого формата, которых немного. Объективы делаются ограниченными партиями и на заказ. Похоже, что и цены выше планки рациональности. Но диаметр круга изображения 900 мм! Попробуйте представить, что нужно сделать с камерой даже на формате «8х10», чтобы выйти в темноту.

Описания всех серий объективов оказались бы неполными, если не предоставить сводную таблицу технических характеристик. Поэтому статья завершается справочными данными.

Основные характеристики объективов Schneider - Kreuznach для пленочных крупноформатных камер 
(файл в формате word, 108 Kb)

Примечания к таблице: Размер подвижек для каждого формата указан в вертикальном (первый столбец) и горизонтальном (второй столбец) направлениях. Величины подвижек указаны для «горизонтальной» ориентации кадра. Чтобы получить размеры подвижек для «портретного» сюжета, поменяйте местами величины для вертикального и горизонтального смещений. «?» - означает, что характеристика неизвестна (в скобках дается предположение). Прочерк – нет такой характеристики. Пустая клетка – подвижек для этих форматов не существует. Для макрообъективов величина подвижек дана для масштаба 1:1.

При подготовке этой статьи было предпринято все возможное, чтобы исключить опечатки и неточности. Тем не менее, я не исключаю возникновения неточностей в информации, как из-за меня, так и по независящим от меня обстоятельствам. Я также сообщаю, что не являюсь представителем каких-либо фирм, реализующих оптику Schneider - Kreuznach для крупноформатных камер, и не действую в их интересах. Единственными целями, которыми я руководствовался – это предоставить наиболее полную информацию об объективах и способствовать популяризации большого формата в России и русскоязычном мире.


©2002 Все права принадлежат авторам статей. Любое использование перевода без разрешения администрации сайта M-Format запрещено. По вопросам, связанным с использованием материала, пишите на pr@mformat.com


Обсудить статью в форуме

стрелка Ссылки по теме
стрелка Объективы большого формата. Часть 1.(rus)
стрелка Оптика Schneider(eng)
стрелка Возраст Обьективов(eng)
стрелка SCHNEIDER-KREUZNACH(eng)
стрелка 4x5" LF Lenses, sorted by Name, Maker, and Construction(eng)
стрелка 4x5" LF Lenses, sorted by Name, Maker, and Construction(eng)
Редакция Новости Фотограф Форум Журнал Обзоры Камеры Объективы Аксессуары Покупки Большой формат
0
© 2002 Konopkine Alexei
e-mail:pr@mformat.com
All rights reserved.
Rambler's Top100 TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Ваша реклама на нашем сайте