разметка
Камера среднего формата
Ваша реклама на нашем сайте
 ЖурналОбзорыКамерыОбъективыАксессуарыПокупки Большой формат
Форум
Фотографы
Ссылки
Поиск по сайту
стрелка Другие статьи раздела
стрелка [22/9/2005] Rolleiflex 600x Сравнительная таблица характеристик
стрелка [16/8/2005] Хассельблад по-японски
стрелка [16/8/2005] Система СФ: Броника – Часть 1 (GS –1)
стрелка [16/8/2005] Mamiya RB в походных и экспедиционных условиях и сколько всё это стоит.
стрелка [25/9/2004] Обзор среднеформатной фотокамеры Seagull 4A-107
стрелка [10/7/2004] Передовики производства. Contax 645 AF, Hasselblad H1 (Fujifilm GX645 AF), Mamiya 645 AFD, Pentax 645 NII.
стрелка [8/7/2004] Модернизация "Салюта"
стрелка [22/5/2004] Замеряющие даль: Bronica 645RF и Mamiya 7 II.
стрелка [3/4/2004] Всадники с головой, альпийские красавицы и другие широкоугольные шифт-камеры
стрелка [5/3/2004] Никогда не говори никогда (Rolleiflex 6008 AF).
стрелка [01/09/2003] Contax 645. Субъективные впечатления.
стрелка [30/04/2003] Современные среднеформатные камеры «Киев»
стрелка [14/03/2003] Камера Bronica SQ-Ai.
стрелка [24/01/2003] Pentax 645N II.
стрелка [20/12/2002] Mamiya 645 AFD

Реклама
RB2RB2

стрелка Фотограф выпуска

стрелка Серж Данюшевский
    Путешествия и фотография
     

стрелка Новости в фотографии
стрелка [2/10/2005] Franke & Heidecke - продолжение фототрадиций Rolleiflex в Брауншвайге
стрелка [15/9/2005] Rollei - «10-я Санкт-Петербургская ФОТОЯРМАРКА»
стрелка [20/1/2005] Цифровые новинки от Rollei.

стрелка Опрос читателей

 Фотография в вашей жизни является:

Профессией
Дорогим хобби
Отличным отдыхом
Способом убить время

стрелка Результаты
стрелка Архив журнала

Выпуск #8   [Камеры]  28/12/2004

Mamiya RZ в горных условиях

Автор: Алексей Конопкин (pr@mformat.com)
 
 

стрелка Количество страниц  1  2  

Личные впечатления после двух лет работы в горах.

Введение

4 часа одиночестваДобрый день уважаемые читатели! Итак, для тех, кто на бегу - небольшой обзор о чем эта статья, дабы сэкономить ваше время. Прежде всего хочу заметить, что этот материал не является каким-либо тестом на выживаемость фотоаппарата Mamiya RZ в горах Эльбруса. Поэтому вы, конечно же, не прочтете в ней насколько вынослив механизм камеры при неоднократном его падении в ущелье. Так что страхуйте свою технику заранее. Еще одно небольшое замечание для любителей спортивных восхождений, мое личное мнение – серьезное занятие спортом и фотографией в горах -два совершенно не совместимых дела. В связи с этим мой вам совет, решите заранее с какой целью вы идете в горы, и, если эта цель - спорт, то забудьте о Mamiya RZ, как о страшном сне. Ну вот, разобравшись с любителями туризма, подведем итог: эта статья для тех, кто по каким либо причинам решил купить камеру Mamiya RZ для пейзажных фотографий, или обдумывает взять свою любимую технику первый раз в горы. Надеюсь, мой опыт будет для вас полезен.

Техника в дорогу

Поход в горы входит в категорию рискованных видов отдыха, поэтому, планируя фотопоход с Mamiya RZ, настоятельно рекомендую первым делом подумать о вашей физической подготовке. Для тех кто еще не знает: камера Mamiya RZ pro одна из «монстров» среднего формата, и пожалуй по своим весовым и габаритным характеристикам (вес со штатным объективом и задником в районе 2.5 кг.) уступает лишь ее механическому брату близнецу Mamiya RB. Fujiского зеркального гиганта в расчет не берем, так как эту камеру я уверен вы точно не захотите нести километра на два вверх.

Идеальный вариант для начала работы с Mamiya RZ в горах - небольшая прогулка на 4-5 часов по сравнительно знакомой для вас местности, чтобы освоиться с весом этой камеры, а также определить минимальный набор аппаратуры необходимый вам для серьезных сьемок. Поскольку оптимальный набор у каждого все же свой, чтобы не переборщить по началу, стоит «наращивать» ваш фото арсенал постепенно, по мере понимания в чем вы нуждаетесь и какой комплект в состоянии носить без ущерба для вашего здоровья. Из личного опыта, в мой первый поход с этой камерой я взял следующий комплект:

Камера: Mamiya RZ pro

Объективы: 110мм., 180мм., 65мм.

Задники: 2 шт. тип 120 формат 67мм.

Аксессуары: стандартная шахта с лупой, призма с электронным замером (старого образца).

Конечно же такой набор был большим перебором для первого похода. Особенности камеры и вес я уже знал после успешных съемок в городе, так что мне примерно было известно, что понадобится нужно в горах. За последние два с лишним года я так и не сменил ничего в этом списке, продолжая таскать все это оборудование в горы. Хочу предостеречь новичков: указанный набор имеет довольно приличный вес, если вы неуверенны в свой физической подготовке, либо не знаете наверняка ваши предпочтения в оптике, поначалу стоит ограничиться штатным 110мм объективом и одним задником, а вместо призмы взять экспонометр.

Полный набор аксессуаров для похода я опишу чуть позднее, а сейчас давайте поговорим о достоинствах и недостатках Mamiya RZ в горах.

Думаю, нет смысла приводить все технические характеристики камеры – для этого есть руководства для пользования, которые можно легко скачать на официальном сайте http://www.mamiya.com . Я же постараюсь рассказать, какие технические особенности камеры Mamiya RZ полезны при съемках в горах, а также какие из них могут стать причинами ваших проблем.

Корпус

Хорошая новость для всех любителей прочной техники: корпус Mamiya RZ сделан из металлических сплавов и на вид обладает большим запасом прочности. Конечно же, не стоит ронять камеру лишний раз, испытывая ее на прочность, но в случае непредвиденных ситуаций уверен, ваш корпус не развалится на мелкие пластиковые кусочки от того, что он упал с небольшой высоты на землю.

Вторая хорошая новость для пейзажистов – формат камеры. Ничего так не радует глаз, как слайды 6х7 формата. Конечно, многие сейчас возразят, вспомнив о форматных камерах, и будут правы - настоящий профессионал наверняка не возьмет с собой Mamiya RZ в горы. Не возьмет он ее потому, что отношение веса камеры к ее формату значительно проигрывает камерам большого формата.

Возвращаясь к нашей Mamiya RZ , еще один плюс этой камеры – возможность менять горизонтальное и вертикальное кадрирование кадра без смещения всего корпуса. Преимущество такой конструкции очевидно, так как «легким движением руки» вы можете быстро оценить какой горизонтальный или вертикальный кадр подойдет для данной сцены. Смена кадрирования происходит буквально за пару секунд, вращая задник с пленкой. Еще один плюс такой конструкции - вам не нужен более мощный штатив, способный держать такую тяжелую камеру при боковом наклоне. Ну и последнее, вам совершенно не нужна призма, поскольку вращающиеся задники позволяют снимать шахтой, как горизонтальные, так и вертикальные кадры.

Теперь немного о трудностях, с которыми вам придется столкнуться. Mamiya RZ является профессиональной, и, как подчеркивают многие, студийной камерой. Как и любая блочная система, корпус Mamiya RZ совершенно не защищен от пыли и влаги. Тут она будет проигрывать многим топ моделям журналистских камер, способных работать в тяжелых условиях на природе. Поэтому думайте заранее о кофре, а так же методах влагозащиты. Важно об этом помнить летом, так как в сухой год пыли на тропах довольно много, а в горах, где сошел снег, горная порода создает еще больше проблем, чем просто пыль на дорогах. Я, например, поместил свой Orion AW в дополнительный пакет, обклеенный прозрачным скотчем. Скотч не дает оседать пыли на ткани сумки, а так же позволяет положить ваш фото рюкзак на относительно грязный и мокрый грунт.

С другой стороны, блочная система Mamiya RZ позволяет получить доступ внутрь коробки фактически с трех сторон – со стороны байонета, задника и видоискателя, если снять фокусировочный экран. Поэтому камеру всегда можно «просушить», а так же почистить от пыли, не прибегая к услугам мастерских. Сушку и отчистку от пыли стоит делать регулярно после туристических походов, поскольку, чтобы вы ни делали, вам не удастся сохранить камеру в идеальной чистоте.

Второй неприятный момент – меха. Мне не приходилось сталкиваться с этой проблемой, но есть потенциальная возможность порвать меха камеры, если вы снимаете на природе. Особенно будьте внимательны в лесу, меха камеры довольно легко повредить острыми ветками, так как сделаны они не из самого прочного материала. Опять же, шанс столкнуться с этим у вас не большой, поскольку меха выдвигаются во всю свою длину лишь когда вы снимаете «макро» объекты, что в пейзажной съемке встречается крайне редко. Поэтому, чаще всего, повредить меха можно лишь если вы вдруг забыли заблокировать ролик фокусировки и стали упаковывать свою камеру объективом вниз, что я совершенно не советую вам делать. Последнее предостережение: не стоит снимать с выдвинутыми мехами в дождливый день. Так как, наверняка, вы не вспомните о том, что меха так же нуждаются в просушке, влага надолго сохранится в складках мехов и приведет их к постепенному разрушению.

Еще один важный момент - эргономика корпуса и удобство съемки с рук. Сразу скажу, для меня было непривычно держать такую махину по началу. Учитывая, что на камере нет специальных приспособлений для удобной поддержки корпуса (хотя вы можете приобрести дополнительно ручку, которой очень удобно держать камеру под различными углами), каждый будет держать корпус так, как ему будет удобно. Главное отличие Mamiya RZ от многих других фотокамер – фокусировка, которая находится на корпусе камеры в двух местах - слева и справа. Одна из них грубая – барабан в левом нижнем углу, в фронтовой части камеры (блокировка фокусировки – небольшой рычажок находится там же), плюс барабан с правой стороны камеры, отвечающий за точечную настройку фокуса. Такая конструкция, буквально, заставляет вас пересмотреть стиль управления камерой. В любом случае, с рук пейзажи снимать вы будете довольно редко, а для модельных съемок я настоятельно рекомендую вам обзавестись ручкой – очень удобно.

Одно мелкое неудобство в эргономики корпуса, с которым я столкнулся, буквально, во втором походе – расположение спусковой кнопки. Она находится в правом нижнем углу, что, в принципе, удобно, когда вы держите камеру руками. Проблема появляется, когда вы меняете оптику. Часто приходится менять объективы по ходу съемки, и, нередко, откручивая кольцо байонета правой рукой, ваша одежда либо ладонь нажимает на кнопку спуска, которая как назло не заблокирована в этот момент. Таким образом вы можете потерять кадр, если: а) в ваш объектив не вкручен тросик, или б) шибер не вставлен в кассету. Если вы все же случайно нажали на спуск при смене объективов, у вас есть 50 секунд, чтобы закрыть пленку шибером, нажать на тросик (либо дождаться автоматического спуска), и, после, взвести зеркало по новой без перемотки пленки (для этого можно переключиться в режим «мультиэкспозиция», либо просто снять задник и взвести затвор еще раз). В том случае, когда шибер у вас предохраняет кассету (очень редко вы будете вставлять шибер туда сюда каждый раз при смене объективов), случайное нажатие на кнопку спуска не должно привести к съемке, но поверьте иногда случается обратное.

Третий минус корпуса Mamiya RZ в горах - как любой металлический предмет при низких температурах его будет неприятно удерживать голыми руками, хотя ручки настройки и рычаг взвода имеют пластиковые нашлепки. В общем, приходится использовать тонкие перчатки зимой, и на больших высотах, а так же по утрам и при холодном ветре. Если вы снимаете с варежками или перчатками, нужно быть внимательным, поскольку прямоугольный корпус довольно «скользок», хоть и имеет небольшие углубления по бокам для улучшения цепкости рук с камерой. Чтобы камера не выскочила с рук и не полетела к подножью горы, подстраховывайте себя ремешком. Также, на большой высоте либо зимой, поверхности камеры отлично собирают конденсат, поэтому лучше всего иметь влагозащищенный кофр либо рюкзак который можно положить в большой пакет, или, еще лучше, в зиплок. Небольшое практическое отступление – никогда не храните еду или мусор от продуктов в сумках с техникой (например, фантики от конфет, питательные батончики и т.д.), также стоит избегать переноса в тех же сумках различных пахучих веществ и химии, а также тряпочек для оптики, имеющих какой-либо запах. Проблема в том, что в многодневном походе есть большая вероятность того, что в первую ночевку различные грызуны превратят ваши сумки в швейцарский сыр с большими дырками за пару часов. Такое положение вещей я наблюдал неоднократно у новичков, когда были съедены не только небольшие запасы еды, но так же прогрызены новые рюкзаки и фотосумки.

Еще один момент с корпусом и остальными элементами камеры Mamiya RZ, являющийся скорей минусом, чем плюсом – быстрая нагреваемость. Поскольку корпус и детали камеры исключительно черного цвета, в летний солнечный день, впрочем, как и зимой на снегу, камера довольно быстро греется. Поэтому не стоит ее оставлять на долго под палящим солнцем. На высокогорье черный цвет также привлекает большое количество мошкары, комарья и прочей заразы, особенно, вечером возле озер. Вся эта мошкара норовит сесть на технику или, того хуже, на стекла объектива, также мешает смотреть в видоискатель и кусает вам руки, когда вы держите фильтр или тросик в ожидании кадра. Радует одно - темные поверхности не вызывают ненужных бликов, которых и так полно в горах .

Об электронике – поскольку камера электронная, всегда имейте с собой запасной комплект батарей. При низких температурах они имеют свойство замерзать, что пагубно сказывается на работе экспонометра камеры. Больших проблем с этим у меня не было, хотя пару раз после ночевки в горах с утра камера застывала на некоторое время. К сожалению, практики работы в 30 градусные морозы у меня нет, но в зимнее время в горах камера показала себя с хорошей стороны.

Еще немного про скорость съемки. Пейзажная съемка сама по себе является неспешным видом фототворчества, но иногда по-настоящему красивые кадры приходится снимать, что говорят, на бегу. Отличный пример: год назад я был в очередном походе и погода была на редкость мерзкая, лил дождь и надежд на что-либо серьезное не было. Поэтому я убрал технику подальше в рюкзак, пленку заряжать не стал, чтобы избежать появление конденсата на уже открытой пленке. Когда мы пришли на место ночевки, солнце на закате пробилось из туч, раскрасив все в удивительные цвета, создавая множество радуг над озером и горами - в общем, картина была неописуема красива. Я решил, что вот он - момент, и побежал устанавливать камеру, на присмотренную до этого, точку. Чтобы вставить пленку в задник, требуется минимум секунд 30, а если руки замерзли, то больше (для тех, кто не знает, о процессе зарядки пленки я расскажу в разделе «задники»). Плюс необходимо обратно прикрепить кассету к камере и лучше сразу запомнить в каком состоянии вы его снимали - горизонтальном или вертикальном - иначе вы провозитесь, подбирая пазы для кассеты. После этого я еще минуты две решал какой выбрать объектив, плюс обдумывал, стоит ли применять градиентный фильтр или вельвия справится с таким перепадом освещенности. На замер ушло не более минуты – вот для таких моментов нет ничего лучше замеряющий призмы. Затем, выставив выдержку и диафрагму, нужно не забыть вытащить шибер, накрутить тросик нажать спуск и… в общем время ушло: 5 минут и кадр ушел. И это уже после довольно большого опыта работы с камерой, когда почти каждое движение уже отточено и много доведено до автоматизма. Поэтому стоить помнить: эта камера становится мобильным инструментом только, если вы все приготовили заранее – конечно, не все так плохо, как например в форматной технике, но менее оперативно, чем, например, тот же пентакс 67.

Про объективы

Основное достоинство объективов по моему мнению – центральный затвор. Думаю, многие поймут о чем я говорю, особенно, при съемках в условиях слабой освещенности и на длинных выдержках. Конечно же, центральный затвор увеличивает стоимость объективов Mamiya, но за многие удобства приходится платить.

Как вы уже могли заметить ранее из списка техники, что я приводил, со мной в горы ходят три объектива: 65мм, 110мм, и 180мм. Думаю, вы и сами разберетесь, какие объективы вам просто необходимы, а какими стоит пожертвовать и оставить дома. Я лишь прокомментирую мои личные ощущения по каждому из них. Из моего личного опыта, где-то 45-50 процентов фотографий было снято 65мм. Чаще всего, когда мне был интересен передний план в горах, но, в то же время, хотелось включить виды горных хребтов на заднем плане, а также при съемке водопадов или просто лесных сюжетов, где объекты находятся в относительной близости от вас. Один из отличных примеров – вот эта фотография

Разлом

Обьектив этот тяжеловат - 1кг с небольшим, но, думаю, многие возьмут либо его, либо более легкий 50мм вариант. Есть так же 43мм, как мне кажется, это уже довольно большой перебор с ушлом, но, как вы понимаете, это все на любителя. Например, для меня нередко 65мм было уже слишком широко и горы на заднем плане теряли свое величие, становясь мелкими объектами, поэтому я часто переходил на 110мм, жертвуя частью переднего плана.

Широкоугольные кадры в пейзаже нередки, но зачастую хочется взять в кадр лишь отдельные скалы, либо горный массив, и, тогда 180мм намного предпочтительней короткофокусных объективов. Хотя, говоря честно, кадров, снятых 180мм в горах, у меня не больше 10 процентов. Но это не значит, что тоже самое будет и у вас, просто такой мой стиль съемки и в последнее время мне все больше и больше нравятся кадры именно этим объективом в сравнении с 65мм. Поэтому решайте заранее, стоит ли брать 900гр. объектив, если вы не будете им часто пользоваться.

Объектив 110 мм мне очень нравится из за своей универсальности. Во-первых, он намного легче двух других - всего 610гр. - и имеет небольшие габариты. Во-вторых, им очень легко найти красивое кадрирование в горной местности, так как он позволяет включать в кадр как ближние так и дальние планы. Если бы мне пришлось выбирать лишь один объектив в горы, я пожалуй бы взял именно его.

У Mamiya RZ pro серии есть еще зум объектив 100-200мм, на который я долго точил зуб. В том году мне посчастливилось его подержать в руках и даже поставить на камеру. В общем, не верьте размерам на картинках – объектив просто огромен и весит, как гиря в 16 кг., если быть совсем точным - 1.6кг. Фокусировка у него на корпусе фронтовой части объектива, поэтому начинаешь путаться после привычки с фокусом на камере. Для такого монстра потребуется много сил и большой стабильный штатив, поэтому я, думаю, не стал бы брать его с собой в поход, если только точно знать, что мне понадобится длиннофокусный объектив. Тогда можно заменить 110 и 180 мм на этот один, хотя я слышал(что может быть и неправдой), что многие жалуются на боке этого объектива.

стрелка Количество страниц  1  2  


©2002 Все права принадлежат авторам статей. Любое использование перевода без разрешения администрации сайта M-Format запрещено. По вопросам, связанным с использованием материала, пишите на pr@mformat.com

Обсудить статью в форуме

стрелкаСсылки по теме
стрелка Обзор Mamiya RZ II(eng)
стрелка Обзор Mamiya RZ II(eng)
стрелка Художественная фотосъёмка горных пейзажей(rus)
стрелка для тех кому интересен вшешний вид(eng)
стрелка Немного про свет в пейзаже(eng)
Редакция Новости Фотограф Форум Журнал Обзоры Камеры Объективы Аксессуары Покупки Большой формат
0
© 2002 Konopkine Alexei
e-mail:pr@mformat.com
All rights reserved.
Rambler's Top100 TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Ваша реклама на нашем сайте