разметка
Камера среднего формата
Ваша реклама на нашем сайте
 ЖурналОбзорыКамерыОбъективыАксессуарыПокупки Большой формат
Форум
Фотографы
Ссылки
Поиск по сайту
стрелка Другие статьи раздела
стрелка [22/9/2005] Rolleiflex 600x Сравнительная таблица характеристик
стрелка [16/8/2005] Хассельблад по-японски
стрелка [16/8/2005] Система СФ: Броника – Часть 1 (GS –1)
стрелка [28/12/2004] Mamiya RZ в горных условиях
стрелка [25/9/2004] Обзор среднеформатной фотокамеры Seagull 4A-107
стрелка [10/7/2004] Передовики производства. Contax 645 AF, Hasselblad H1 (Fujifilm GX645 AF), Mamiya 645 AFD, Pentax 645 NII.
стрелка [8/7/2004] Модернизация "Салюта"
стрелка [22/5/2004] Замеряющие даль: Bronica 645RF и Mamiya 7 II.
стрелка [3/4/2004] Всадники с головой, альпийские красавицы и другие широкоугольные шифт-камеры
стрелка [5/3/2004] Никогда не говори никогда (Rolleiflex 6008 AF).
стрелка [01/09/2003] Contax 645. Субъективные впечатления.
стрелка [30/04/2003] Современные среднеформатные камеры «Киев»
стрелка [14/03/2003] Камера Bronica SQ-Ai.
стрелка [24/01/2003] Pentax 645N II.
стрелка [20/12/2002] Mamiya 645 AFD

Реклама
RB2RB2

стрелка Фотограф выпуска

стрелка Серж Данюшевский
    Путешествия и фотография
     

стрелка Новости в фотографии
стрелка [2/10/2005] Franke & Heidecke - продолжение фототрадиций Rolleiflex в Брауншвайге
стрелка [15/9/2005] Rollei - «10-я Санкт-Петербургская ФОТОЯРМАРКА»
стрелка [20/1/2005] Цифровые новинки от Rollei.

стрелка Опрос читателей

 Фотография в вашей жизни является:

Профессией
Дорогим хобби
Отличным отдыхом
Способом убить время

стрелка Результаты
стрелка Архив журнала

Выпуск #8   [Камеры]  16/8/2005

Mamiya RB в походных и экспедиционных условиях и сколько всё это стоит.

Автор: Виктор Морозов (rdfrmoroz@mail.ru)
 
 

В этой статье я расскажу свои впечатления от использования камеры Mamiya RB в различных условиях, в том числе и в экспедициях.

Какая камера лучше, и какой камерой стоит снимать пейзажи? Этот вопрос задают ежедневно тысячи людей, желающих купить себе новую камеру, или, желающих улучшить качество своих фотографий. Много копий переломано на тему «плёнка vs цифра», кто-то гонится за мегапикселями, кто-то за соотношением сигнал/шум на высоких ISO , кто-то кривит нос от бюджетной оптики и мечтает о L серии, а кто-то считает, что у Никона стёкла всё равно лучше, и всех, удручают цены на аппараты, которые сочетали бы в себе все эти преимущества. При этом, большинство страдающих от выбора фотолюбителей, воспринимают средний и крупный формат как нечто недоступное, либо как нечто вымершее, и реплики про магниевую вспышку и модель 1812 года при виде техники такого рода не редкость. Сейчас, к удивлению многих, среднеформатная техника стала вполне доступна, в том числе и на вторичном рынке. При том, что цена на новую камеру Mamiya RB 67 Pro SD со штатным объективом и кассетой для 120-ой плёнки достигает $2400, тот же набор, бывший в употреблении, стоит $1500. А если спуститься на модель ниже, т.е. к модели RB 67 Pro S (уже снятую с производства) и в качестве оптики выбрать не K /L серию, а С серию, то цены опустятся до $1000 и ниже. А если посмотреть на 645 серию, то там можно разжиться камерой со штатником за $500. Т.е. цены на эту технику вполне разумные, и, если у вас появилось желание попробовать средний формат, то покупка среднеформатной камеры может оказаться существенно дешевле, нежели цифровой зеркалки начального уровня.

Photo 1 Я использовал камеру Mamiya RB 67Pro S с объективами 50/4.5 С и 127/3.8 С. Чем же привлекла лично меня эта камера: формат 6 на 7 сантиметров. Действительно цифры 67 в названии указывают именно на то, что формат снимка 6 на 7 сантиметров. И Mamiya способна сделать на 120-ой плёнке ровно 10 кадров. По спецификации же указывается размер негатива 56 на 68.4 миллиметра. Несложно посчитать, что это в 4.5 раза больше по площади, чем кадр узкой плёнки. Тем самым, покупая ту же самую плёнку, вы получите намного меньше зерна в кадре, и те плёнки, которые казались вам зернистыми станут мелкозернистыми по причине меньшего увеличения негатива. Вообще, рассматривая отпечатки 30х40 даже с самых «простых» плёнок зернистость изображения крайне малозаметна. Также привлекает, что при большем формате проработка теней всегда лучше.

Если вернуться к вопросу стоимости, то цена расходных материалов не так уж велика, как это кажется на первый взгляд. Черно-белые плёнки стоят от 40 рублей за рулончик советской Свемы или чешской Фомы до 150 рублей за некоторые сорта Кодака, Фуджи или Илфорда. При этом стандартный Илфорд стоит рублей 80. Негативные плёнки начинаются от 70 рублей и доходят рублей до 160; слайды, как наиболее дорогие плёнки, начинаются от 100 рублей и доходят рублей до 180 за рулончик. При этом цена проявки ЧБ около 50, негатива 40 и слайда 100 рублей. Это всё для Москвы или других городов. Если же у вас в городе нет профессиональной лаборатории, то стоит задуматься о самостоятельной проявке, которая не так уж затруднительна.

Несколько слов об оптике, доступной для RB 67. Всего в арсенале Мамии доступно 18 объективов:

  • 50mm f/4.5
  • 65mm f/4
  • 75mm f/4.5
  • 90mm f /3.5 штатный объектив
  • 127mm f /3.5 этот объектив также считается штатным
  • 150mm f/3.5
  • 180mm f/4.5
  • 210mm f/4.5 APO
  • 250mm f/4.5
  • 250mm f/4.5 APO
  • 350mm f/5.6 APO
  • 500mm f/8
  • 500mm f/6 APO
  • 37mm f/4.5 Fisheye
  • 75mm f/4.5 Shift
  • 140mm f/4.5 Macro
  • 150mm f/4 Variable Soft Focus
  • 100~200mm f/5.2 Zoom

При этом 500 APO и 75 шифт встают только на модель RB 67 Pro SD – это основное отличие этих камер, и, если у вас достаточно денег для покупки этих недешёвых объективов, то SD модель – это для вас.

Стоит заметить, что все объективы, кроме 50, доступны в более новой серии K /L , а 50 имеется только в варианте С. В новом состоянии стоимость всех линз от 50 до 180 мм колеблется от $900 до $1500, остальные специальные и телеобъективы дороже. Стоит отметить, что С серия хорошая, а K /L ещё лучше, т.е. тут нет бюджетных стёкол, всё исключительно качественно и долговечно. Все объективы имеют встроенный центральный затвор, отрабатывающий выдержки от 1/400 до 1 секунды. Также имеется положение Т, где время выдержки неограниченно. На всех объективах есть гнездо для тросика, чтобы работать в режиме mirror -up , т.е. предварительного поднятия зеркала, что очень удобно при неспешной съёмке, т.к. улучшает резкость снимков. Чем хорош центральный затвор? Первое - это отсутствие содрогания камеры во время его работы. Второе - это возможность работы со вспышкой на всех выдержках, а не только на синхро- и длиннее. Это делает стоимость объективов дороже, но оно того стоит.

Камера механическая

Многим это покажется недостатком, но это преимущество, т.к. не нужно батареек, которые могут замёрзнуть, закончиться или остаться дома. Вам придётся взводить камеру одной ручкой и переводить кадр другой – это тоже удобно, если вы хотите делать мульти экспозицию или у вас появятся какие-нибудь другие идеи - вы контролируете процесс полностью. Камера считает кадры сама, не надо смотреть в красное окошко и мотать до следующего кадра – рычаг перемотки точно позиционирует следующий кадр, при этом легко определить заряжена кассета плёнкой или она пуста. Приятно сделана система защиты камеры от нежелательных действий. Нельзя снять кассету при вынутом шибере, нельзя проэкспонировать кадр дважды, если на кассете не включён режим мультиэкспозиции, нельзя поменять объектив на невзведённой камере, и всё это сделано механически.

Температурный режим от -20 градусов до +50. Мне удалось проверить камеру в работе при -5 в течение нескольких часов. Камера отработала без каких-либо проблем. При +30 и сильной влажности также не замечено каких-либо нежелательных эффектов.

Модульная конструкция

Камера состоит из нескольких модулей. Собственно камера, т.е. коробка с зеркалом и механизмами, связывающими остальные части камеры. Также в камере находятся меха, которые выдвигаются, если у вас появится желание сфокусироваться ближе, чем бесконечность. Объектив, в котором находится затвор и переключатели по выбору выдержки и диафрагмы. Видоискатель, который может быть шахтой или различными призмами. Можно вообще ничего не ставить и пользоваться только фокусировочным экраном – это удобно при фотографировании из самолётов и вертолётов, когда смотреть в шахту мешает корпус вертолёта, а призмы у вас нет, или когда камера смотрит в зенит. Сзади камеры находится кассета, сидящая на кассетном адаптере, который вам придётся снимать, если вы захотите использовать поляроидный адаптер или адаптер для кассет Мамии Пресс. Кассета может вращаться в этом адаптере, принимая вертикальное и горизонтальное положения. Это крайне удобно, если вы фотографируете с шахтой, и, конечно же, намного удобнее поворачивать небольшой адаптер, а не всю камеру на штативе.

Сколько всё это весит

Photo 1 Камера с объективом 127С весит ровно 2.5 килограмма; широкоугольник 50С - 825 грамм; кассета для 120 плёнки 370 грамм; штатник 127С весит 650 грамм. Ещё понадобится штатив весом не менее двух килограмм, чтобы он был в состоянии выдержать такую махину и не дрожал при этом на ветру. Т.е. надо быть готовым к приключениям, если вы решили отправиться на природу для фотографирования такой техникой.

Если вы любите фотографировать на ЧБ, негативы и слайды и всё это разной чувствительности, то вам конечно будет мало одной кассеты. Mamiya RB позволяет менять кассеты за считанные секунды, и, недосняв одну плёнку переходить к другой, что достаточно удобно. Мне также показалось удобным с утра в палатке зарядить кассету плёнкой и, после окончания плёнки, просто менять кассеты. Это удобно, т.к. на солнце не рекомендуется заряжать плёнку, хотя лично я не заметил никакой разницы: т.е. первый кадр никогда не был затянут пеленой, как от засветки или каких либо других эффектов, но, как всегда, неприятности случаются с самыми интересными плёнками. Кроме того, на улице всегда пыль, грязь, снег и тому подобное, нежелательные для попадания внутрь камеры, поэтому в таких условиях всё следует делать максимально быстро.

Несколько слов о штативе. Когда я был в экспедиции на Камчатке, и нам предстояло пройти около 150 километров, я отказался от штатива, т.к. в моём рюкзаке была ещё палатка, спальник, личные вещи, еда, лопата, образцы грунта и камней. Кто-то нёс невилир, ружьё, кто-то штатив от невилира. Надо сказать, что крепление у этого штатива нестандартное и нужен переходник, которого у меня не было, но камеру всегда можно укрепить на штативе, и при спуске тросиком можно вполне отрабатывать выдержки до 1 секунды. С выдержками более 1 секунды намного сложнее, однако и их можно делать, но это не удобно и на них уходит много времени. В качестве монопода можно использовать лопату: у неё я отпилил конец ручки; регулировать наклоны достаточно несложно. Не стоит забывать и о камнях, на которые камера ставится достаточно жёстко. Таким образом, я фотографировал водопады на выдержках около 1/4 секунды, без видимой потери резкости, на отпечатках 24х30. Но, всё же, в шестидневный поход я взял трехсполовинной килограммовый штатив, и, т.к. у меня было грамотно рассчитаны по весу личные вещи, эти 3.5 килограмма не доставили мне неудобства даже при ежедневных переходах по 25 километров.

Photo 2 Ещё о некоторых особенностях этой камеры. Минимальная выдержка 1/400 секунды и для фотографирования днём с вертолёта я использовал 400 провию, подумав о коротких выдержках, т.к. по правилу sunny 16 надо снимать на 16 диафрагме при выдержке 1/400. Но на высоте яркость повышается и экспонометр измерил горы со снегом как 1/400 f /32.5 ISO 400. Т..е. при таких съёмках надо учитывать, что ограничивать свет лучше либо поляризационным фильтром, либо нейтральным, но лучше более низкой чувствительностью, т.к. у оптики Мамия ограничение на диафрагму 32. Из вертолёта съёмка с рук предпочтительнее, т.к. колебания корпуса не передаются через тело к камере.

Photo 3 Ещё немного о штативе при фотографировании с корабля. Дизельные двигатели создают колебания всего корпуса судна, но часто они бывают незначительные, и, взяв с собой штатив на корабль я не пожалел об этом. Единственное, что можно посоветовать – это взять не треногу, а струбцину, чтобы крепиться к корпусу судна, это сильно сэкономит вес, не ограничив функциональность.

Немного о качестве оптики. Вся оптика Мамии, кроме одного зума - это объективы с фиксированным фокусным расстоянием, что обеспечивает большую светосилу, чем у зума и более высокое качество изображения. Все дисторсии и хроматические аберрации сведены к минимуму. Во всех стандартных объективах нет движущихся частей, а фокусировка производится с помощью изменения расстояния от объектива до плёнки - это плюс, т.к. нет никаких люфтов в оптической схеме. Представленный тут слайд отсканирован с помощью Imacon 646 размер отсканированного файла 6007x 7345 пикселей. Кроме полного кадра я показал фрагменты скана в 100% масштабе и уменьшенный в три раза.


В заключение, после того как выяснились некоторые преимущества этой камеры, хочется всё-таки заметить, что для путешествий это не самый лучший вариант. Многие любят советовать дальномерную Mamiya 7, которая намного легче, но я выбрал именно зеркалку. Вообще, в среднем формате очень богатый выбор.


©2002 Все права принадлежат авторам статей. Любое использование перевода без разрешения администрации сайта M-Format запрещено. По вопросам, связанным с использованием материала, пишите на pr@mformat.com

Обсудить статью в форуме

стрелкаСсылки по теме
стрелка Mamiya RZ в горных условиях(eng)
стрелка Mamiya RB67 Pro(eng)
стрелка Художественная фотосъёмка горных пейзажей(rus)
стрелка Немного про свет в пейзаже(eng)
стрелка Mamiya RB67 Professional SD(eng)
Редакция Новости Фотограф Форум Журнал Обзоры Камеры Объективы Аксессуары Покупки Большой формат
0
© 2002 Konopkine Alexei
e-mail:pr@mformat.com
All rights reserved.
Rambler's Top100 TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Ваша реклама на нашем сайте