разметка
Камера среднего формата
Ваша реклама на нашем сайте
 ЖурналОбзорыКамерыОбъективыАксессуарыПокупки Большой формат
Форум
Фотографы
Ссылки
Поиск по сайту
стрелка Другие статьи раздела
стрелка [22/9/2005] Rolleiflex 600x Сравнительная таблица характеристик
стрелка [16/8/2005] Хассельблад по-японски
стрелка [16/8/2005] Система СФ: Броника – Часть 1 (GS –1)
стрелка [16/8/2005] Mamiya RB в походных и экспедиционных условиях и сколько всё это стоит.
стрелка [28/12/2004] Mamiya RZ в горных условиях
стрелка [25/9/2004] Обзор среднеформатной фотокамеры Seagull 4A-107
стрелка [10/7/2004] Передовики производства. Contax 645 AF, Hasselblad H1 (Fujifilm GX645 AF), Mamiya 645 AFD, Pentax 645 NII.
стрелка [8/7/2004] Модернизация "Салюта"
стрелка [22/5/2004] Замеряющие даль: Bronica 645RF и Mamiya 7 II.
стрелка [5/3/2004] Никогда не говори никогда (Rolleiflex 6008 AF).
стрелка [01/09/2003] Contax 645. Субъективные впечатления.
стрелка [30/04/2003] Современные среднеформатные камеры «Киев»
стрелка [14/03/2003] Камера Bronica SQ-Ai.
стрелка [24/01/2003] Pentax 645N II.
стрелка [20/12/2002] Mamiya 645 AFD

Реклама
RB2RB2

стрелка Фотограф выпуска

стрелка Олег Ванилар
    Рекламная, портретная и
     пейзажная фотография

стрелка Новости в фотографии
стрелка [2/10/2005] Franke & Heidecke - продолжение фототрадиций Rolleiflex в Брауншвайге
стрелка [15/9/2005] Rollei - «10-я Санкт-Петербургская ФОТОЯРМАРКА»
стрелка [20/1/2005] Цифровые новинки от Rollei.

стрелка Опрос читателей

 Фотография в вашей жизни является:

Профессией
Дорогим хобби
Отличным отдыхом
Способом убить время

стрелка Результаты
стрелка Архив журнала

Выпуск #6   [Камеры]  3/4/2004

Всадники с головой, альпийские красавицы и другие широкоугольные шифт-камеры

Автор: Ярослав Амелин. Свободный фотограф (yaram@mail.ru)
Оригинал статьи: Специально для журнала M-Format
 

стрелка Количество страниц  1  2  

Германская WICAГерманская WICA

Самая универсальная камера в обзоре по части подвижек - германская WICA, оснащенная возможностью сдвига объектива на 15 мм в любом направлении, которое можно выбирать, вращая шифт-устройство на 360 градусов вокруг оси с фиксацией через 45 градусов. Эта система разрешает диагональное смещение объектива, но, все же, это не карданная камера. Пока с фотоаппаратом WICA можно использовать только три объектива Schneider, что снижает универсальность и сосредотачивает фотографа на основном применении - архитектурных объектах и пейзажах.

Все камеры имеют возможность установки внешнего видоискателя. Для работы с каждым объективом в видоискатель устанавливается специальная маска, угол зрения которой соответствует таковому у объектива. При этом маски для Alpa прозрачные с нарисованной рамкой. А у Horseman - непрозрачные с прорезью под угол обзора и специальным отверстием для наблюдения уровня при визировании и шкалы расстояний на объективе. То есть у Alpa вы видите сам сюжет и его окружение, а у Horseman только сюжет. Отдельно стоит сказать про специальные маски для положения подъема/опускания объектива у Alpa и Horseman, маски со шкалами и маски изготовляемые по заказу у Alpa. WICA также маскирует видоискатель.

Нельзя не отметить, что смена объективов не может быть оперативной для всех рассматриваемых камер. Вам необходимо не только заменить объектив с платой, но и сменить маску в видоискателе, предварительно не забыв закрыть магазин шибером. Проблемы с видоискателем возникнут и при повороте пленочного магазина - нужно повернуть и маску. У Alpa объектив удерживается эксцентриковыми зажимами и точно такое же крепление для магазинов и адаптеров. Работа с этими камерами очень напоминает крупноформатную фотографию, и это сходство еще больше, когда вы устанавливаете матовое стекло. Со всеми широкоугольными шифт-камерами можно использовать матовое стекло с нанесенной на него сеткой, облегчающей съемку архитектурных сюжетов. Здесь вы, несомненно, потеряете в оперативности, так как вам придется все время то присоединять, то отсоединять магазин с пленкой.

Вообще, особенности работы с камерами и высокая цена объективов наводит меня на мысль о том, что такую камеру придется использовать без частой смены оптики. Скорее всего, у вас не будет большого числа объективов, а еще вероятней, что будет единственный объектив, постоянно установленный на фотоаппарате. Располагая несколькими оптическими изделиями логично менять их как можно реже и в хороших условиях, то есть в доме или машине. Исходя из этих соображений, даже три объектива для WICA могут быть достаточными, ну а шесть у Horseman более чем хороши для большинства работ. С другой стороны, используя Alpa, вы можете выбрать лучшее из лучшего.

Эти камеры удивительно тихие в работе, если, конечно, вы не используете магазин с приводом. По-сути движется лишь центральный затвор в объективе, который не создает существенных вибраций. Вместе с очень эргономичными ручками у Alpa и WICA это дает великолепную устойчивость при съемке с рук. Про ручки Alpa стоит сказать отдельно. Это весьма продуманные изделия из палисандра или груши, в которых под каждый ваш палец проделана соответствующая канавка. При этом под мизинец ручка тоньше, чем под средние пальцы. В результате, лучшее слово, описывающее состояние фотографа держащего камеру будет "вцепившись". Когда вы держите Alpa 12 SWA в руках, то ощущаете единство с фотоаппаратом, удивительный комфорт, дополненный теплом настоящего дерева, и осознаете полную невозможность выпустить такую камеру из рук. "Альпийские" рукояти оцениваются в 600$ - неплохо за два кусочка дерева шириной в ладонь. Horseman в этом плане более предпочтительно использовать вместе со штативом, но у него замечательные защитные дужки, которые приворачиваются к камере снизу, регулируются в зависимости от используемого объектива и, главное, оберегают совсем недешевую оптику от повреждений.

У Alpa 12 SWA два уровня на ручках и еще один можно устанавливать отдельно, но все они правильно ориентируют камеру в стандартном положении. Horseman предлагает уровни для всех трех направлений, а WICA - для горизонтального и вертикального формата. Уровни на камере более удобны, чем уровни на штативной головке - уменьшается вероятность неправильной установки камеры из-за неточности соединения камера-штатив.

 

Вы уже заметили, что ничего не сказано о диапазонах выдержек, диафрагм, системах экспозамера и прочих многочисленных функциях, которыми насыщены современные камеры. Все правильно: выдержки зависят от затвора, установленного на объективе, диапазон диафрагм также привязан к объективам, никаких систем замера экспозиции нет. И это хорошо. Воспользовавшись современным ручным экспонометром, вы хоть и проиграете в оперативности, но, несомненно, выиграете в качестве. Все рассматриваемые камеры настолько просты в использовании, что не требуют каких-либо инструкций, но попросят четкой налаженности действий во время работы. Моторный магазин вроде бы ускорит съемку и избавит вас о необходимости помнить о перемотке, но не забывайте о 9 кадрах на пленке 120, что при съемке на слайд означает три сюжета с вилкой по экспозиции.

 

Использование объективов

Теперь следует подробней рассмотреть использование объективов. Сложность ситуации заключается в неоднозначности применения сверхширокоугольной оптики для съемки архитектуры и интерьера. Дело в том, что устанавливая сильные подвижки, вы можете получить изображение, хотя и обладающее строгостью вертикальных линий, но имеющее заметные искажения, плохо воспринимаемые в силу своей необычности. Как правило, невообразимо вытягиваются углы зданий и интерьеров. Такие искажения становятся все более и более обычными и поэтому могут уже не восприниматься большинством людей как недопустимые, но шанс удивить зрителя всегда есть. Бороться с этим явлением можно только увеличением расстояния до снимаемого объекта и применением длиннофокусной оптики, что почти невозможно сделать в тесных интерьерах, на узких улицах старых кварталов и при очень высоких современных зданиях.

Говоря о фокусных расстояниях объективов для рассматриваемых камер, нельзя не учитывать изменение эквивалентных для 35-мм фокусных расстояниях при смене формата. На самом деле, нас интересует не столько величина фокусного расстояния, сколько угол охвата объектива, который косвенно и выражается через миллиметры (здесь есть некоторое допущение). Все знают, что 50 мм в узком, среднем и широком форматах - это совсем разные цифры. Чтобы легче сориентироваться какие эквиваленты 35-мм предлагают описываемые камеры и объективы, я составил таблицу 2.

Таблица 2

Формат Эквивалентные фокусные расстояния
24х36 мм3538454748555865758090120135150
6х4.522242829
30
34
36
41
475056758494
6х6 и 44х66 мм19212426
26
30
32
35
41
43
49
65
7382
6х717182223
23
27
28
31
36
39
43
58
65
72
6х816172021
22
25
26
30
34
36
41
55
61
68
6х914161819
20
22
24
26
31
33
37
49
55
61
6х121213151516181921242629394449


Примечания:

  1. Пример использования: 38-мм объектив при формате 6х9 будет эквивалентен объективу 16-мм в 35-мм формате.
  2. Пересчет фокусных расстояний проводился по диагонали кадра. Это вызвано непропорциональностью рассматриваемых форматов.
  3. . Для фотографов, снимающих интерьеры, более интересен горизонтальный угол охвата объектива. Объективы с фокусным расстоянием 35 мм на формате 69 и 612, а также объективы до 55 мм на формате 612 дадут горизонтальный угол обзора больше 90 градусов, что позволит вам охватить помещение целиком из прямого угла..
  4. Указанные значения округлены и не всегда могут давать полное соответствие узкому формату. Это связано с тем, что разные объективы при одинаковых фокусных расстояниях дают разные углы охвата. На размер поля изображения применяемых в широкоугольных шифт-камерах объективов влияет степень их диафрагмирования. По этим причинам приведенная таблица позволяет вам приблизительно оценить широкоугольность оптики.
  5. Не все объективы не на всех форматах обеспечивают возможность применения полных или даже частичных подвижек рассматриваемых камер.

Стоимость камер в обзоре велика. Так, за комплект из корпуса, широкоугольного объектива, видоискателя с маской и сменного магазина Alpa и WICA попросят в районе 10000$. Horseman SW612 Professional с объективом и магазином 6х12 обойдется где-то в 6000$. За что вы платите такие деньги, если новая форматная монорельсовая система стоит столько же или даже дешевле, обладая практически безграничными способностями по части подвижек? Прежде всего, за мобильность и легкость, за престижность марок, за межсистемную совместимость, за высочайшее качество изготовления, за возможность пользоваться цифровыми приставками и, наконец, за удовольствие в работе. Да, за удовольствие в работе. А иначе, зачем платить за деревянные ручки, маски видоискателя, изготовляемые по заказу и другой цвет фирменной надписи? Создатели Alpa 12 SWA, говорят, что делают не фотоаппарат, а произведение искусства, что-то вроде элитарных рабочих инструментов. Понятно, что это не массовая продукция, что расчет на фотографов, обращающих внимание на эстетику съемки и внешний вид камеры. Но совершенно очевидно, что, несмотря на удивительную простоту конструкции, эти системы предоставляют несомненное профессиональное качество и являются точнейшими механическими фотоаппаратами.

Если вы задумаетесь, что же выбрать, то вопрос сложный. Мне нравится совместимость, выбор оптики и палисандровые ручки у Alpa; возможности подвижек и электромеханический спуск затвора у WICA; видоискатель, защитная дужка, панорамный формат и цены Horseman. Естественно, как всегда, все это не собрано в одном месте, поэтому дело за личными предпочтениями и оптикой. Объективы здесь значат больше чем обычно.

Я думаю, многие фотографы, особенно из художественной среды хотели бы обладать такими камерами. Я полагаю, что большая часть осведомленных мечтают попробовать поснимать этими фотоаппаратами. Я верю, что каждый, кто работал в формате, задумывался над тем, нельзя ли его заменить более компактной и удобной конструкций. Но я совершенно точно знаю, что есть случаи, когда технические характеристики камеры отступают на второй план перед особым ощущением обладанием шедевром, особой эстетичностью в работе и особым отношением к процессу. Это как раз тот самый случай - случай альпийских красавиц, всадников с головой и неизвестных WICA.

стрелка Количество страниц  1  2  


©2002 Все права принадлежат авторам статей. Любое использование перевода без разрешения администрации сайта M-Format запрещено. По вопросам, связанным с использованием материала, пишите на pr@mformat.com

Обсудить статью в форуме

стрелкаСсылки по теме
стрелка ALPA vision(eng)
стрелка HorsemanusaSW612/SW612 Professional(eng)
стрелка Сайт фирмы WICA(eng)
стрелка Оптика фирмы Zeiss(germ)
стрелка Оптика фирмы Schneider(eng)
стрелка  www.schneider-kreuznach.com/(eng)
Редакция Новости Фотограф Форум Журнал Обзоры Камеры Объективы Аксессуары Покупки Большой формат
0
© 2002 Konopkine Alexei
e-mail:pr@mformat.com
All rights reserved.
Rambler's Top100 TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Ваша реклама на нашем сайте