разметка
Камера среднего формата
Ваша реклама на нашем сайте
 ЖурналОбзорыКамерыОбъективыАксессуарыПокупки Большой формат
Форум
Фотографы
Ссылки
Поиск по сайту
стрелка Другие статьи раздела
стрелка [5/9/2004] Художественная фотосъёмка горных пейзажей
стрелка [4/9/2004] Тайны брекетинга
стрелка [22/5/2004] О фокальных расстояниях.
стрелка [12/4/2004] Форум в Сокольниках. Фотофорум-2004
стрелка [2/4/2004] Критерии выбора среднеформатной системы
стрелка [26/2/2004] Средний формат
стрелка [01/09/2003] Шотландия в квадрате. Композиция кадра 6x6 см?
стрелка [31/7/2003] Раскрасим фотографию.
стрелка [30/04/2003] Немного о монокле и софт объективах.
стрелка [14/03/2003] Техника ручной раскраски фотографий обнаженной натуры.
стрелка [24/01/2003] Юстировка КИЕВ 60
стрелка [20/12/2002] Понимание среднего формата

стрелка Новости в фотографии
стрелка [2/10/2005] Franke & Heidecke - продолжение фототрадиций Rolleiflex в Брауншвайге
стрелка [15/9/2005] Rollei - «10-я Санкт-Петербургская ФОТОЯРМАРКА»
стрелка [20/1/2005] Цифровые новинки от Rollei.

стрелка Фотограф выпуска

стрелка Серж Данюшевский
    Путешествия и фотография
     

Реклама
RB2RB2

стрелка Опрос читателей

 Фотография в вашей жизни является:

Профессией
Дорогим хобби
Отличным отдыхом
Способом убить время

стрелка Результаты
стрелка Архив журнала

Выпуск #8   [Обзоры]  25/2/2006

Введение в теорию пигментационного проявления пирогаллолом и пирокатехином.

Автор: Санди Кинг 
Оригинал статьи: http://unblinkingeye.com/Articles/PCat/pcat.html
Перевод: Daniel Zilbersheid

стрелка Количество страниц  1  2  3  4  5  

Введение в теорию окрашивающего проявления.

Pyrocat-HD принадлежит к группе из нескольких пиро-проявителей, окрашивающих изображение. К этой же группе относятся проявители ABC, Rollo, PMK, и WD2D+. В отношении к этому классу проявителей фотографы традиционно делятся на два противоположных лагеря. Одни находят некие экстраординарные, даже волшебные качества у этих проявителей, рекламируя такие их выгоды по сравнению с обычными проявителями, как более выраженные краевые эффекты, улучшенная проработка деталей в светах и тенях, более высокое разрешение изображения и улучшенная структура зерна. Другие настаивают, что обычные проявители способны давать сходные результаты.
В этой статье будет рассмотрена история использования пиро-проявителей и проведён сравнительный анализ некоторых из используемых сегодня. Также будет приведена рецептура и детальные инструкции по приготовлению и использованию проявителя Pyrocat-HD, являющегося, по моему мнению, самым чистым в работе, дающего наиболее воспроизводимые результаты из всех пигментационных пиро-проявителей.

История использования пиро-проявителей

Все современные пигментационные проявители имеют в своей основе либо пирогаллол, либо пирокатехин (катехол) в качестве проявляющего вещества. Пирогаллол использовался как проявляющее вещество для серебряных фотографических пластин дольше чем любой другой органический агент. Введённый в практику Реньо / Regnault в 1851 году, он начал использоваться Фредериком Скоттом Арчером / Frederick Scott Archer в том же самом году для проявления его нового изобретения – мокро-коллоидных пластин. Он стал, бесспорно, самым популярным проявляющим веществом 19-го столетия и использовался всеми фотографами американского Запада для проявления влажных пластин, включая Уильяма Генри Джексона / William Henry Jackson, O'Салливана / T. H. O’Sullivan и Карлтона Э. Уоткинса / Carlton E. Watkins, которые работали с пластинами размером от 11¤14 до 18¤22 дюйма.
Пирокатехин, также называемый пирокатехол (или иногда просто катехол), был введён в практику в 1880 году, но так широко не использовался в Соединенных Штатах, как пирогаллол, несмотря на преимущества в устойчивости и надёжности.
После того, как приблизительно в 1910 году пирогаллол потерял свою популярность, он был в значительной степени заменён другими проявляющими веществами. Пирогаллол был широко известен как проявитель, который давал "сокращённое время промывки и более чёткое разделение тонов, чем любой другой проявитель" (1), и в то же самое время считался одним из самых гибких из всех агентов, способный давать негативы либо с высоким контрастом при высоких концентрациях, либо мягкие, тонкие негативы при большом разведении. Однако пирогаллол имеет множество отрицательных особенностей, из-за которых он потерял свою популярность. Он устойчив только в кислом растворе и быстро окисляется в растворах с высоким содержанием сульфита и/или карбоната. Во всех вариациях рабочий раствор быстро окисляется, а его срок полезного использования короток. Воздушное окисление в свою очередь приводит к высокой общей окраске. Что особенно важно, что интенсивность окраски изображения напрямую зависит от типа и интенсивности перемешивания, количества консерванта в проявителе, количества проявителя на единицу поверхности фотоматериала. Всем этим в совокупности очень трудно управлять. Наконец, когда пиро-агент – единственное проявляющее вещество в составе проявителя, это ведёт к значительной потере светочувствительности. В дни, когда наука уделяла гораздо меньше внимания проблемам проявления, чем сегодня, было очень трудно, если не невозможно, управлять всеми этими факторами и достигать повторяемых результатов с пиро-агентами. Использование рецептур без пигментации изображения устранило некоторые проблемы, создаваемые неравномерным окрашиванием, но с устранением окраски пропало и уникальное качество печати с этих негативов.

Использование окрашивающих проявителей в современный период

В течение нескольких десятилетий использование пиро-агента было продолжено прежде всего в классическом рецепте, известном как ABC. Формула ABC использовалась множеством фотографов Западного Побережья, включая Эдварда Уестона / Edward Weston и Морлей Баера / Morley Baer, и всё ещё используется сегодня Майклом Смитом / Michael Smith для контактной печати на AZO. Эта формула, как говорят, является самой трудоёмкой и непостоянной в работе из всех пиро-формул, но способной к превосходным результатам "несравнимым даже с большинством других формул, использующих пиро-агент, в плане тональной градации и тонкой проработки деталей в светах". (2)
Первым проявителем с пиро-агентом, разработанным для современных фотоплёнок, стал проявитель Джона Уимберли / John Wimberly WD2D, представленный в 1977 в журнале Peterson’s Photographic. Формула Уимберли, которая использует метол в комбинации с пирогаллолом, не снижает светочувствительности и даёт при печати намного более мелкое зерно чем старые составы типа ABC. Она всё ещё используется сегодня многими фотографами и доступна через Photographer’s Formulary  (http://www.photoformulary.com/) в пересмотренной версии, известной как WD2D+.
Сегодня наибольший интерес для пользователей пиро-агента вызывает формула Гордона Хатчингса / Gordon Hutchings – PMK, впервые представленная публике в длинной статье в View Camera в сентябре/октябре 1991 и получившая дальнейшее развитие в The Book of Pyro, впервые изданной в конце 1991 года. Хатчингс описывает PMK как универсальный проявитель для современных эмульсий, используемый в разнообразных условиях, удобный в эксплуатации, и составленный таким образом, чтобы достигать максимальной окраски изображения при минимальной общей окраске. При проявлении в PMK желтовато-зелёная окраска изображения образуется в тех областях негатива, где образуется серебро, и эта окраска пропорциональна количеству этого серебра: меньше всего её в тенях, где плотности серебра невысоки, и больше всего в светах. Так как свет при печати с такого негатива реагирует на окраску, как на дополнительную плотность, суммарная плотность негатива получается равной плотности серебра плюс удельный вес окраски. В результате пигмент маскирует зёрна эмульсии, заполняя пространство между ними, что ведёт к увеличенной чёткости и улучшению тоновоспроизведения при печати. Этот эффект замечен на негативах всех размеров, но воздействие является особенно сильным на 35мм и катушечной фотоплёнке. Стив Сайммонс / Steve Simmons описывает этот эффект следующим образом: "Другими словами, это не общая окраска, которая действовала бы как вуаль, а окраска, которая действует как дополнительная плотность, и это увеличение плотности расширяет тональную шкалу. Следовательно, высокие плотности, сформированные серебром, более тонки чем при проявлении в обычном проявителе, а окраска добавляет им плотности до нормы. Эти «более тонкие» высокие плотности негатива могут произвести чудесно ясные тонкие тональные переходы при печати, недостижимые при обычном проявлении" (3).
В последние годы были представлены еще три пигментационных проявителя: Rollo Pyro или ABC+, Diaxactol, и Pyrocat-HD. Rollo Pyro был разработан в 1997 году Харальдом Лебаном / Harald Leban как ABC+, но продаётся сегодня  Photographer’s Formulary  как Rollo Pyro. Rollo Pyro – очень энергичный проявитель, который проявляет быстро, до приблизительно половины требуемого времени для PMK. Он хорошо работает при обработке с ротацией, производя низкую общую окраску и приводя к повышению светочувствительности, подобно PMK.
Diaxactol – проявитель на базе пирокатехина, разработанный Барри Тортоном / Barry Thornton  (http://www.barry-thornton.co.uk/) и продаваемый как собственная формула  Photographer’s Formulary . Используется в основном как двухрастворный проявитель.
Pyrocat-HD был разработан автором и опубликован в 1999 году в статье, изданной в Post-Factory Photography. Пересмотренная формула доступна в сетевом журнале Unblinking Eyeс 2000 года, и проявитель также доступен как комплект от Photographer’s Formulary  в Соединенных Штатах и от Lotus Camera (http://www.lotusviewcamera.at/) в Европе. Pyrocat-HD, как и Diaxactol, основан на пирокатехине, но содержит также некоторое количество фенидона, являющегося наилучшей добавкой к пирокатехину.

Преимущества пигментационных проявителей: некоторые предположения и факты

Выводы, сделанные сторонниками пигментационного проявления основаны на эмпирических исследованиях и на теоретических заключениях. Наиболее важные из них следующие:

  1. Так как количество пигмента в фотослое пропорционально серебряной плотности, то его окраска маскирует серебряное зерно. Таким образом улучшается тональность изображения и уменьшается зернистость, особенно заметная в светах.
  2. Разделение тонов, резкость и чёткость увеличены, потому что пиро-проявитель даёт более явные краевые эффекты, чем другие проявители. Это происходит вследствие того, что продукты окисления пиро-агента дубят желатину, что препятствует диффузии галоидного серебра в эмульсии в процессе проявления. Это и ведёт в свою очередь к повышению резкости в результате уменьшения эффекта рассеивания света в эмульсионном слое и снижения эффекта инфекционного проявления (распространения проявленного серебра вне точных границ изображения).
  3. При печати на бумагах с переменным контрастом, окраска, которая является всегда пропорциональной плотности серебра, функционирует как непрерывная переменная цветная маска, которая уменьшает контраст при печати, особенно в высоких плотностях. Это позволяет хорошо пропечатывать тени и средние тона, избежав при этом провалов в светах. Результат примерно соответствует тому, что можно получить, используя технику маскирования, сэкономив, тем самым, время, затрачиваемое на её проведение.
  4. Пигментационные проявители идеальны для фотографов, которым необходимы двухцелевые негативы, то есть негативы, которые хорошо печатаются на обоих типах обычной серебряной бумаги, а так же альтернативными процессами типа платины или палладия. Этого невозможно достичь, используя традиционные проявители, потому что для Pt/Pd требуются негативы намного большего диапазона плотностей, чем для серебряной бумаги. Пигментированный же негатив имеет два диапазона плотностей печати: один для сине-зелёного света, используемого для печати на обычную бумагу, и другой – для ультрафиолетового света, используемого с альтернативными процессами. При печати на бумагах с переменным контрастом, окраска, наиболее плотная в светах, сжимает тональную шкалу, действуя как непрерывный пропорциональный фильтр, что даёт возможность воспроизвести на бумаге больший диапазон плотностей негатива. С другой стороны, при альтернативных процессах окраска действует как очень эффективный ультрафиолетовый фильтр, увеличивая время экспозиции на целую ступень и повышая контраст, добавляя log0.30 плотности и более к вершине кривой. Результат состоит в том, что окрашенный негатив печатается под ультрафиолетовым светом с намного более высоким эффективным диапазоном плотностей чем на обычной бумаге. Этот факт был известен очень давно, поскольку мы можем прочесть о нём ещё в The Daybooks of Edward Weston (http://www.amazon.com/exec/obidos/ASIN/0893814458/) , где он пишет во время своего пребывания в Мексике, что ожидает возможности напечатать свои негативы, проявленные в Pyro, либо в платине либо в серебре (4). Недавняя статья Боба Хербста / Bob Herbst в журнале View Camera для наилучшего понимания этого явления описывает его сенситометрическую основу (5).

Отрицательные стороны пиро-проявителей

Окрашивающие проявители не были приняты фотографическим сообществом в качестве универсальных по нескольким причинам: 1) пирогаллол – очень ядовитый химикат, 2) практическая сенситометрия с окрашенными негативами более сложна чем с традиционно обработанными негативами, и 3) многие фотографы просто не хотят признавать тот факт, что проявленные в пиро-проявителе негативы отличаются от других. Мы подробно рассмотрим каждое из этих возражений.

Токсичность

И пирогаллол и пирокатехин – очень ядовитые химикаты. Однако, первичной опасности для фотографов – попадания на кожу и вдыхания сухого порошка – можно легко избежать. Всегда используйте резиновые перчатки, обрабатывая форматную плёнку в кюветах, и готовьте растворы, содержащие пирогаллол и пирокатехин на открытом воздухе или под тягой. Следуя этим простым правилам, можно фактически устранить потенциальный риск для здоровья, связанный с использованием этих химикатов.

Сенситометрия

Воспроизведение плотностей с окрашенных негативов, которые состоят одновременно из серебряной плотности и из плотности окраски, сложнее прогнозировать, чем в случае с традиционно обработанными негативами. Визуально негатив, проявленный пиро-проявителем может выглядеть несколько плоским, но зрение в данном случае обманчиво, потому что окраска увеличивает эффективный (копировальный) диапазон плотностей негатива примерно от log0.30 до log0.50. К сожалению окраска не может читаться денситометрами, которые измеряют только белый свет. Для точного измерения плотностей окраски требуется цветной денситометр, установленный на синий канал – для печати на обычной бумаге, или UV денситометр – для печати любым альтернативным процессом. Некоторые чёрно-белые денситометры могут читать плотность окраски для обычной печати с соответствующим сине-фиолетовым фильтром поглощения типа Schott BG-28, 47, или 47B. При этом необходимо учитывать, что использование только синего канала денситометра с окрашенными негативами для печати на серебряных бумагах даст только приблизительные значения эффективной плотности. Это происходит вследствие того, что серебряные бумаги хотя и чувствительны прежде всего к синему свету, но также имеют значительную чувствительность к ультрафиолетовому, фиолетовому и зелёному свету. Следовательно, денситометр, который читает только в узкой синей полосе, не может её учесть. Проблема встаёт ещё более остро с бумагами переменного контраста, которые имеют, в дополнение к высококонтрастному синечувствительному слою эмульсии, ещё и низкоконтрастный слой, чувствительный к зелёным лучам.
Ситуация намного лучше в случае с альтернативными процессами, которые имеют максимум чувствительности в UV диапазоне. На практике, если имеется UV-денситометр – то он обеспечит очень точную индикацию фактической плотности печати с окрашенного негатива, независимо от цвета окраски.

Иллюстрация 1
Иллюстрация 1. Негатив JandC 200 проявлялся в Pyrocat-HD, 2:2:100

Иллюстрация 1 иллюстрирует множество важных фактов об окрашивающих негатив пиро-проявителях. Все три кривые сняты с одного и того же негатива. Для начала следует отметить различие по контрасту между тремя кривыми. Чёрная кривая основана на показаниях денситометра в визуальном (белый свет) канале и, таким образом, представляет фактически только серебряную плотность. Красная кривая основана на чтении синего канала, и включает плотность серебра плюс плотность окраски, что примерно соответствует печати на серебряной бумаге. Зелёная кривая основана на чтении в UV-канале, и показывает полную плотность – т.е. плотность, образованную серебром вместе с окраской, что примерно соответствует печати с помощью альтернативных UV-чувствительных процессов. Следует отметить, что окраска пропорциональна серебряной плотности, т.е. меньше всего её в теневых областях негатива, и больше всего в светах.

 

стрелка Количество страниц  1  2  3  4  5  


©2002 Все права принадлежат авторам статей. Любое использование перевода без разрешения администрации сайта M-Format запрещено. По вопросам, связанным с использованием материала, пишите на pr@mformat.com

Обсудить статью в форуме

стрелка Ссылки по теме
стрелка An Introduction to Pyro Staining Developers, With Special Attention to the Pyrocat-HD Formula(eng)
стрелка A new generation of staining developers(eng)
стрелка Pyrofaq - forum(eng)
стрелка Pyro Tips and Tricks by Maxim M. Muir(eng)
стрелка Анализ фотографических свойств фотопленок(rus)
стрелка Нестареющий родинал(rus)
стрелка The Effects of Pyro Stain in Platinum Printing by Bob Herbst(eng)
Редакция Новости Фотограф Форум Журнал Обзоры Камеры Объективы Аксессуары Покупки Большой формат
0
© 2002 Konopkine Alexei
e-mail:pr@mformat.com
All rights reserved.
Rambler's Top100 TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Ваша реклама на нашем сайте