разметка
Камера среднего формата
Ваша реклама на нашем сайте
 ЖурналОбзорыКамерыОбъективыАксессуарыПокупки Большой формат
Форум
Фотографы
Ссылки
Поиск по сайту
стрелка Другие статьи раздела
стрелка [25/2/2006] Введение в теорию пигментационного проявления пирогаллолом и пирокатехином.
стрелка [4/9/2004] Тайны брекетинга
стрелка [22/5/2004] О фокальных расстояниях.
стрелка [12/4/2004] Форум в Сокольниках. Фотофорум-2004
стрелка [2/4/2004] Критерии выбора среднеформатной системы
стрелка [26/2/2004] Средний формат
стрелка [01/09/2003] Шотландия в квадрате. Композиция кадра 6x6 см?
стрелка [31/7/2003] Раскрасим фотографию.
стрелка [30/04/2003] Немного о монокле и софт объективах.
стрелка [14/03/2003] Техника ручной раскраски фотографий обнаженной натуры.
стрелка [24/01/2003] Юстировка КИЕВ 60
стрелка [20/12/2002] Понимание среднего формата

стрелка Новости в фотографии
стрелка [2/10/2005] Franke & Heidecke - продолжение фототрадиций Rolleiflex в Брауншвайге
стрелка [15/9/2005] Rollei - «10-я Санкт-Петербургская ФОТОЯРМАРКА»
стрелка [20/1/2005] Цифровые новинки от Rollei.

стрелка Фотограф выпуска

стрелка Олег Ванилар
    Рекламная, портретная и
     пейзажная фотография

Реклама
RB2RB2

стрелка Опрос читателей

 Фотография в вашей жизни является:

Профессией
Дорогим хобби
Отличным отдыхом
Способом убить время

стрелка Результаты
стрелка Архив журнала

Выпуск #7   [Обзоры]  5/9/2004

Художественная фотосъёмка горных пейзажей

Автор: Дмитрий Кузнецов (Dmitry.Kuznetsov@licr.org)
Оригинал статьи: http://cmpteam5.unil.ch/~dkuznets/
 

стрелка Количество страниц  1  2  

Согласно современной статистике – подавляющее большинство населения земного шара живет в городах. Может быть, именно поэтому мы так ценим возможность вырваться на природу из мира автомобильных пробок, запруженных улиц и шумных супермаркетов. Но после возвращения назад приятно оказаться не просто один на один со своими воспоминаниями, а с чем-нибудь более осязаемым, например пачкой фотографий, которые можно не только рассматривать самому, но и показывать другим. Но не каждый уголок природы пригоден для съемок. Конечно, спору нет, подышать воздухом в ближайшем лесочке очень приятно, но вот фотографировать там, скорее всего, будет нечего, поскольку далеко не всякая местность бывает одинаково интересна для зрителя. Да и сами мы любим разглядывать в журналах не много раз виденные пейзажи средней полосы, а величественные творения природы – море, горы, пустыню или джунгли. Но горы в этом списке стоят особняком – уж больно завораживают взгляд эти каменные исполины, перед которыми человек ощущает себя пылинкой. «Лучше гор могут быть только горы...» пел Владимир Высоцкий, и те, кто хоть раз побывал в горах, знают - лучше не скажешь!

Специфика съёмки гор

Иллюстрация № 1 Один из моих лучших кадров,снятых в период первого знакомства с Альпами. Несмотря на интересную цветовую гамму, отсутствие переднего плана и съёмка «снизу- вверх» лишает снимок глубины.Несмотря на то, что большинство из нас живет на равнине, редко кто хоть раз в жизни не побывал в горах. И, наверное, каждый пытался их фотографировать, потрясённый вечной красотой и величием гор. Но чаще всего – безуспешно. Потому что на фотокарточках не осталось и сотой доли того, что мы видели воочию. И мои первые снимки гор тоже оставляли желать лучшего (Илл.1) Однако, это мне стало понятно сейчас, а первое время я недоумевал - почему же мои зрители вежливо молчат, просматривая мои лучшие снимки? Позже, поняв на практике основные правила, и научившись снимать неплохие пейзажи, я стал сравнивать свои неудачные кадры, и неудачные кадры, сделанные другими. И понял: все фотографы могут делать похожие ошибки, только начинающие делают их почти всегда, опытные фотографы – редко, а мастера фотографии – почти никогда. Почему? Потому, что мастера критически оцениваю будущий снимок ещё во время съёмки.

Напротив, новичка зачастую так поражают открывшиеся его взору виды, что он перестает задумываться о том - как, собственно, наилучшим образом передать эту красоту на фотографии? Ведь фотограф должен выстраивать композицию каждого кадра, а снимать все подряд – это плохая идея. Съемка гор не фоторепортаж, и тут не нужно ежесекундно давить на спуск - количество фотографий не перейдёт в качество. Начинающие авторы, как правило, думают, что натура самодостаточно красива, то есть, если снимаешь великолепный вид, то можно особенно и не напрягаться. «Зачем, ведь Монблан или Килиманджаро эффектны сами по себе?» При этом они забывают, что фотоаппарат - лишь слабое подобие человеческого зрения, а фотоплёнка или матрица способны зафиксировать только изображение. Ваше восхищение останется за кадром. Зритель не догадается, что вам приходилось запрокидывать голову и поднимать глаза, чтобы сфотографировать вершину. И у него не закружится голова, как у вас, стоящего на краю глубокого каньона. Ведь на фотографии он увидит не глубокий каньон, а просто тёмное пятно. Поэтому съемка без понимания художественных и технических возможностей фотографии для передачи красоты каждого выбранного сюжета – это потерянное время.

Итак, какие же ошибки чаще всего делают начинающие пейзажисты гор?

  1. Съёмка одних вершин. Это наиболее распространенная ошибка. Обычно это происходит примерно так: турист впопыхах выбирает экскурсию на близлежащую вершину, заезжает туда на фуникулёре, выйдя, подходит к перилам смотровой площадки, и, восхищаясь ощущением полёта и открывшийся панорамой, наводит 50мм-ый объектив на бесконечность и делает снимок с рук. В самом лучшем случае, с помощью такого манёвра вы просто повторите одну (далеко не самую выразительную!) открытку, которую можно купить в сувенирной лавке. Но на фирменной открытке будут хотя бы подписи с названием пиков. Ваша же фотография будет лишена даже этого.
  2. Съёмка при вертикальном солнечном свете. К сожалению, есть много причин, подталкивающих фотографа горных пейзажей снимать днём: утром хочется спать, вечером спутница запланировала посещение ресторана, да и общественный транспорт ходит преимущественно днём. Равномерно освещённая сверху гора будет выглядеть на вашей фотографии немногим лучше, чем лицо фотомодели, освещённой сверху.
  3. Съёмка без UV-фильтра. В безоблачный день на высоте двух километров ультрафиолетового излучения обычно бывает вполне достаточно, чтобы превратить палитру вашего снимка в подобие синей джинсовой рубашки.
  4. Иллюстрация № 2 Озеро Vierwaldstattersee (Четырёх кантонов). Несмотря на отсутствие ярко выраженного переднего плана, сопоставление гор с идеально гладкой поверхностью озера позволяет подчеркнуть величие гор. Чередование уходящих от зрителя склонов гор подчёркивает воздушную перспективу. Слабый, почти вертикальный луч, образованный «севшим» на вершину Gitschen облачком, дополнительно украшает снимок.Съёмка без учёта широты фотоплёнки или матрицы. Если начинающий пейзажист, прочитав два предыдущих пункта, и, решив пожертвовать вечерними часами, помчится фотографировать закат в горах, то скорее всего он «споткнётся» на другой проблеме. Это - неспособность фотоплёнки или матрицы передать весь диапазон интенсивности света, от яркого закатного неба до глубоких теней в долинах. Если камера постарается вам помочь, и поставит экспозицию ровно посередине между оптимальными (для наиболее светлого и наиболее тёмного места) значениями экспозиции, то и небо будет передержано, и долины будут недодержаны. Если же вы попытаетесь камеру обмануть, и увеличите (или уменьшите) выдержку, то на снимке получится хорошо только выбранная вами половина пейзажа.
  5. Съёмка с доступных точек (площадок фуникулёров, придорожных парковок, горнолыжных трасс и т.д.). При этом вы обязательно столкнётесь с тем, что в кадр будут лезть различные объекты, эстетическая ценность которых весьма сомнительна: столбы и высоковольтные мачты, провода и серпантин шоссе, автомобили и придорожные закусочные, и, наконец, просто случайно гуляющие люди.

Подводя итог, можно сделать вывод: получить хороший кадр горного пейзажа случайно, или в качестве дополнения к туристским развлечениям практически невозможно. Вывод несложный, не правда ли? Однако, несмотря на очевидность этого тезиса для ВСЕХ, количество фотографов, упорно повторяющих одни и те же ошибки, ничуть не уменьшается – достаточно взглянуть на многие работы фотографов, выставляющихся в любой интернет-галерее. Вышеприведённые примеры подсказывают, как снимать не надо. А как надо? Об этом пойдёт речь дальше, но сначала пару слов о том, что, собственно, мы собираемся снимать. То есть – о горных пейзажах. Какими они бывают?

Пейзажи и высоты

Иллюстрация № 3 Одинокая сосна, найденная мною при посещении местечка Chandolin (высота 1,6 км), в кантоне Wallis. На заднем плане центральная долина Wallis. Стоя в окружении деревьев,фотографу нелегко избавиться от присутствия ветвей в кадре. Однако, найдя подходящий ракурс, ветки можно заставить играть в кадре определённую художественную роль.Горные пейзажи, снятые с равнины. Это наиболее распространённый вид съёмки среди новичков, и, к сожалению, дающий наименее интересные результаты. Основная причина такова: при съёмке «снизу-вверх» теряется масштаб, и горы получаются фоном, настоятельно требующим переднего плана. Притом, что найти интересный передний план в условиях населённой и цивилизованной равнины весьма непросто. Чаще всего в этих условиях получается «гражданский портрет» горы, демонстрирующий зрителю не более чем сам факт её существования. Включение фигур жены, друзей, любимой собаки или собственного автомобиля только ухудшают сцену и, как правило, полностью лишают подобные снимки художественной ценности (хотя для семейного альбома это, наверное, самое «то, что доктор прописал»). Исключение могут составить редкие снятые «снизу» кадры, на которых всё же удалось показать величие гор с помощью противопоставления их знакомым объектам, например, небольшому домику или идеально гладкой поверхности озера (Илл.2).

Пейзажи в низких горах (высота до 2х км над уровнем моря). Основной особенностью горных пейзажей, снятых на этой высоте, является наличие деревьев. Во многих случаях они закрывают сцену, но умелая аранжировка стволов и ветвей в кадре порой может дать вполне приличные результаты (Илл.3). Но гораздо интереснее бывают кадры с включением одиночных растений, или небольших групп деревьев, естественно, в контексте гор (Илл.4). Кроме того, на этих высотах часто встречаются отдельные дома или даже целые поселки. Это необходимо учитывать при выборе места съёмки, и, при желании, умело включать их в композицию.

Иллюстрация № 4 Пологий склон с группами деревьев (высота около 1,7 км) подчёркивает величие вершины Tete Rond (3037м) горной гряды Les Diableretes на заднем плане.Пейзажи в средний горах (2-3,5 км). Отсутствие деревьев с лихвой компенсируется обилием камней и отличной видимостью до самого горизонта. В сочетании с относительно легкой доступностью этих высот и полной независимостью фотографа от цивилизации, фотосъёмка пейзажей в средних горах выглядит наиболее привлекательно (Илл.5). Основной фотоматериал, представленный в этой статье, снят именно на этих высотах.

Пейзажи в высоких горах (выше 3,5 км). Так как выше 3,5 км на широте Европы снег и лёд обычно никогда не тает, то фотосъёмка на этих высотах – довольно непростое занятие, даже если вы профессиональный альпинист. С фотографической точки зрения, составление композиций только из снега, льда и камней сложно, и усугубляется отсутствием структуры поверхности на освещённом снеге и высоким контрастом между освещённостью снега и тенями на камнях. В таких условиях, в композиции необходимо наличие крупных, хорошо читаемых элементов (Илл.6). С практической стороны, высокогорные экспедиции требуют хорошей физической подготовки, наличия специального (дорогого и тяжёлого) оборудования для скалолазания, равно как и присутствия спутников по подъёму. Добавим сюда низкую температуру и жесткий временной график. Все это отнюдь не располагает к неторопливой, вдумчивой съёмке с использованием разнообразной фототехники. С другой стороны, хорошо снятые высокогорные пейзажи исключительно красивы и очень редки. К сожалению, сам я не могу похвастаться хорошей коллекцией таковых, и рекомендую интересующимся посетить, например, сайт http://www.horolezec.cz/.

 

Техника съёмки пейзажа в горных условиях.

Иллюстрация № 5 Озеро Fenetre (2456м), гряда Mont-Blanc на заднем плане (средняя высота гор в гряде около 4 км). На высоте более 2х км деревья отсутствуют.Хорошая пейзажная фотография заставляет забыть зрителя о том, что это есть фотография. Оправленная в рамку, и грамотно размещённая на хорошо освещённой стене, она превращается в «открытое окно». Чтобы это произошло, снимок должен быть и технически безукоризненным, и увлекательным по содержанию. Технические недочёты отвлекают внимание, и не позволяют зрителю насладится красотой природы, запечатлённой на снимке. Зритель будет (совершенно справедливо!) сетовать на неумение фотографа, не сумевшего сфотографировать великолепную сцену - примерно так же, как посетитель ресторана будет зол на повара, пережарившего прекрасную отбивную. Напротив, технически совершенный снимок представит сфотографированную природу во всей красе, т.е. покажет все элементы сцены с достаточной чёткостью и хорошо освещёнными. Что же нужно сделать, чтобы добиться такого эффекта?

Иллюстрация № 6 Снятый в местечке Arolla на высоте 2,7 км зимний заснеженный склон немногоРезкость изображения. Пейзажный снимок должен иметь безупречную резкость по всей площади кадра - от травинок на переднем плане, до горной гряды на горизонте (Илл.7). Резкость изображения по всей глубине сцены, от переднего до заднего планов, достигается, естественно, использованием максимально закрытой диафрагмы – в этом съёмка пейзажа в горах ничем не отличается от съёмки на равнине. Помните, что чем ближе элементы переднего плана к точке съёмки, тем больше придётся «зажимать» диафрагму для достижения резкости по всей глубине сцены. С точки зрения теории, расстояние от ближайшего элемента переднего плана до объектива должно быть не меньше гиперфокального расстояния, тогда вся сцена будет находиться в зоне резкости. Гиперфокальное расстояние при компоновке конкретного кадра зависит и от установки диафрагмы, и от особенностей конкретного объектива (широкоугольники имеют более короткое гиперфокальное расстояние, нежели длиннофокусные объективы). Если вам никак не удается добиться резкости во всем кадре, то выберите их двух зол меньшее. Запомните, что при съемке пейзажей нерезкий передний план выглядит куда хуже, чем нерезкий задний план. Поэтому передний план должен быть резким всегда. А фоном (в крайнем случае) можно пожертвовать. В редких случаях, лёгкую размытость заднего плана можно использовать для фокусировки внимания зрителя на переднем плане, если там нет чётко выраженного центра внимания (Илл.8). Обязательно используйте при этом функцию камеры depth of field preview (предварительный просмотр глубины резкости).

Иллюстрация № 7  Озеро Riffelsee, местечко Zermatt, на заднем плане знаменитая гораВсем известно, что проработка деталей на снимке в первую очередь зависит от качества вашего объектива. Однако, даже снимая через высококачественный, правильно диафрагмированный объектив, можно легко получить размытое изображение из-за нестабильности положения фотоаппарата, проще говоря, при съёмке с рук или неустойчивого штатива. Учтите, что съёмка пейзажей зачастую производится не при ярком солнечном свете. Использование поляризационного фильтра дополнительно съёдает добрую половину света. Если, к тому же, вам понадобится максимально закрыть диафрагму (для большей глубины резкости), то на плёнку или матрицу попадёт лишь малая толика доступного света, и выдержка наверняка будет дольше 1 сек. Очевидно, что устойчиво держать фотоаппарат руками в течении одной секунды невозможно, поэтому штатив необходим. Это позволит вам, кстати, в прямом смысле этого слова «развязать руки». Установив фотоаппарат на штатив, вы можете спокойно манипулировать объективами, фильтрами, насадками, блендами.

Иллюстрация №8 Перевал Gd-St-Bernard. Телеобъектив не позволил снять всю сцену в фокусе, поэтому я решил пожертвовать резкостью заднего плана в пользу меньшей выдержки, что позволило снять без «шевелёнки» колышашуюся на постоянном ветру траву.Борьба с контрастом. Другое правило пейзажной фотографии гласит: все элементы кадра должны быть хорошо читаемыми на снимке. Другими словами, на снимке у вас не должно быть больших бесцветно-белых участков и проваленных черных теней. Зритель должен иметь возможность и «заглянуть» в самую глубокую тень, и разглядеть все полутона в самом ярком месте снимка. Если это не получилось – значит, ваш кадр нельзя считать успешным! Но почему же такое происходит? Почему красивое пухлое кучевое облако на вашем снимке зачастую предстаёт плоским белым «блином»? Дело в том, и фотоплёнка, и цифровая матрица имеют ограниченные способности по передаче интенсивности света (так называемую светошироту, или динамический диапазон). Наиболее широка классическая чёрно-белая негативная плёнка. Цветная негативная плёнка, как правило, имеет меньший динамический диапазон, слайдовая – ещё уже. Матрицы лучших современных цифровых аппаратов по светошироте только-только начинают приближаются к негативной плёнке. Ограниченная светоширота – одно из главных ограничений фотографии, и о нём надо помнить всегда. В горных условиях проблема чрезмерной разницы освещённости встречается ещё чаще, чем на равнине (Илл.9). Это происходит по двум причинам: во-первых из- за отсутствия пыли в воздухе, а значит и рассеянного солнечного света; а во-вторых, из-за большого количества вертикальных преград, потому как всё, начиная от крутой скалы, и Иллюстрация №9 Озеро Tanney и горные вершины Alamont (ближе) и Grammont. Ярко освещённые в солнечный день облака в сочетании тенями елового леса ставят для позитивной плёнки почти нерешаемую задачу точно передать весь диапазон света и тени. Наиболее освещённые части облаков находятся на границе бесцветно-белого, а тень елового леса - на границе полной черноты. Градиентный фильтр по ранице горы/небо помог бы выравнить освещённость по площади кадра.заканчивая маленьким камушком - отбрасывает тень. К тому же, летом в горах часто встречаются ярко-белые водопады и остатки снега, ещё больше раздвигающие динамический диапазон освещённости сцены. Если не принять каких- то мер для выравнивания освещённости объектов, то полученные снимки таких контрастных сцен обычно попадают прямиком в мусорную корзину на цифровой камере. Что же делать? Всё просто: нужно затемнять слишком светлые области (в 999 случаях из 1000 это будет небо), и освещать слишком тёмные.

Как это сделать?,- спросите вы. Очень просто. Притемнить светлые области можно с помощью светофильтров, а подсветить темные – с помощью вспышки.

Как правило, в арсенале пейзажиста, снимающего горы, обязательно должны быть два светофильтра: поляризационный и градиентный. Поляризатор способен «погасить» небо независимо от сложности рельефа горизонта, но сделает он это эффективно лишь под углом близким к 90° относительно направления на солнце (Илл.10). А взамен - сдвинет цвета в сторону жёлтой части спектра, что редко сможет вас обрадовать. К тому же дешёвые поляризационные фильтры часто придают снимку неприятный фиолетовый оттенок.

Градиентный фильтр представляет собой стеклянную или пластиковую пластинку с полупрозрачной тёмной полосой. Он может затемнить небо независимо от положения солнца на нём, или присутствия на небе рассеивающей солнечные лучи дымки, но вместе с ним затемнит и дерево, и другие вертикальные объекты, попадающие под тёмную область фильтра (Илл.11).

Так как поляризатор и градиентный фильтр в известной степени дополняют друг друга, то в комплекте надо иметь и тот, и другой.

Иллюстрация №10 Долина между перевалами Chevaux и Bastillon, вид на горную гряду Tsousse (Gd-St-Bernard). Применение поляризатора позволило снизить освещённость неба. Заметьте - ориентация поляризатора помогла отрезать свет, рассеяный воздухом над горами вдали, но пропустила тот же свет, отражённый от поверхности воды.Если бы поляризатора не было, то небо над горами запечатлилось на плёнке намного более светлым.Для освещения тёмных областей элементов сцены существует единственный приемлемый способ – использование вспышки. Этот приём, обычно называют «заполняющая вспышка» (в англоязычной литературе - fillin flash). Естественно, что речь идёт о подсвечивании элементов переднего плана, находящихся в пределах мощности вашей вспышки. Не стоит пытаться подсветить склон удалённой горы, если конечно, вы не счастливый обладатель прожектора ПВО. Типичный пример необходимости освещать передний план – контражурная (против света) съёмка заката с камнями на переднем плане (Илл.12). Без применения вспышки, обращённые к вам поверхности камней будут выглядеть однотонными темными пятнами.

Важная деталь - вспышка и светофильтры (в идеале) должны быть использованы так, чтобы на снимке не осталось явно видимых паразитных следов их применения в виде теней, полосок и т.д. Зритель должен видеть перед собой идеально экспонированный кадр, а ваши усилия и, возможно, ошибки должны остаться «за кадром». Например, типичная ошибка начинающих - неестественно ярко освещённый вспышкой передний план с характерными короткими тенями. Чтобы избежать этого, поэкспериментируйте со вспышкой заранее, изменяя направление, ширину луча и время импульса вспышки. Современные камеры и вспышки предлагают богатый выбор способов контроля равномерности освещения в пределах кадра, вплоть до показа гистограммы яркостей (в цифровых камерах). Их надо знать и умело использовать.

Иллюстрация №11 Заповедник Derborence. Применение градиентного фильтра помогло снизить яркость верхней-правой части кадра, и избежать передержки, придающей небу белёсый оттенок.    Иллюстрация №12 Закат на озере Tanney. Вспышка, направленная на передний план, позволила равномерно проэкспонировать неосвещённые солнцем (обращённые к зрителю) поверхности ближних камней.

Композиция горного пейзажа

Иллюстрация №13 Перевал Chevaux. Камни, расположенные на переднем плане,организуют движения взгляда зрителя, помогая лучше рассмотреть содержание снимка.Не секрет, что хороший пейзажный снимок отличает, прежде всего, отточенная композиция. Без этого съёмка природы будет обречена на неудачу. Построение правильной, гармоничной композиции в пределах кадра – это целая наука (или искусство), и на эту тему написано немало статей и книг. Естественно, что идеальной композиции не существует. Однако, если вы научитесь соблюдать некоторые несложные правила, то ваши кадры будут выглядеть существенно лучше.

Необходимость переднего плана. В отличие от живописца, вольного включить любые реальные и выдуманные элементы в свою композицию, фотограф жёстко ограничен реальностью и вынужден фотографировать «то, что есть». То есть строить свои композиции путем перемещения камеры относительно сцены, проще говоря, приседая вверх-вниз, или шагая влево-вправо.

Иллюстрация №14 Снятый с горы Gorgengrat вид на горные склоны,расположенные в местечке Zermatt. Противопоставление расслоившейся камня на переднем плане и величественной горы Matterhorn на заднем плане помогает подчеркнуть масштаб и передать глубину сцены.При съёмке широкоугольным объективом, те небольшие объекты (цветы, камни, пни и т.д.), расположенные вблизи, в пределах 2-3 шагов от точки съёмки, и будут передним планом фотографируемой сцены (Илл.13). Передний план можно и нужно искать. Можно – потому что близкорасположенные от точки съёмки предмета заметно двигаются в кадре при небольших смещениях камеры вверх-вниз-влево-вправо. Нужно – потому что помощью умелого наложения элементов переднего плана можно весьма существенно улучшить кадр – например, заслонить стоящий вдали автомобиль, дать направление взгляду зрителя на незаметный цветок или стоящего вдали горного козла, подчеркнуть ритм чередующихся горных пластов на заднем плане. Одной из важнейших задач при художественной съёмке пейзажа является передача глубины сцены, ощущения простора (Илл.14). что практически невыполнимо при отсутствии хорошего переднего плана. Поэтому следующее правило фотографирования пейзажа «ищите передний план» я бы дополнил такой практической формулой «если ничего подходящего нет – не снимайте эту сцену вообще».

Иллюстрация №15 Склон горы Le Larzey, кантон Wallis. Расположение ёлки на каменном пьедестале в точке золотого сечения, а также отсутствие лишних объектов не оставляют сомнений зрителю о том, что есть центр внимания данного снимка.Правило золотого сечения.Это правило было известно еще строителям египетских пирамид, но оно не потеряло своей актуальности и теперь. Правило золотого сечения - основа гармоничной и легко воспринимаемой композиции - при фотографировании пейзажей в горах может быть применено с большим эффектом. Это возможно потому, что горные пейзажи зачастую содержат много наклонных и вертикальных линий, в дополнение к горизонтальным линиям, столь характерным для равнинных пейзажей. Формально, правило золотого сечения заключается в расположении линий и объектов не посередине кадра, а немного сбоку - так, что бы соотношение расстояний от, например, линии до ближней и до дальней границ кадра равнялось соотношению расстояния от линии до дальней границы к размеру всего кадра. Для практического применения в фотографии часто бывает достаточно следовать правилу третей: например, расстояние этой линии до левой границы кадра равно удвоенному расстоянию до правой, и т.д. Очевидно, что в прямоугольном кадре легко насчитать четыре линии золотого сечения (правая, левая, верхняя и нижняя), и четыре точки золотого сечения, соответственно лежащих на пересечении этих линий. Многие фирмы (например, Пентакс), кстати, выпускают фокусировочные экраны, на которых уже нанесены эти линии золотого сечения, что делают практическое применение этого правила ещё легче.

Иллюстрация №16 Местечко Les Diableretes. Старый пень на фоне горных вершин Oldenhorn и Sex Rouge из горной гряды Les Diableretes. Сопоставление доживающего свой век гнилого пня и неприступных горных вершин может вызвать у зрителя разнообразие мыслей.Почему надо помещать объект в линию или точку золотого сечения? Из психологии восприятия известно, что элемент сцены (камень, цветок, освещённое солнцем пятно на склоне горы), помещённые в точки золотого сечения, привлекают на себя внимание зрителя. Этим, безусловно, надо пользоваться для подчёркивания интересных, несущих смысловую нагрузку элементов сцены, или, наоборот, не помещать туда бессмысленные, несоответствующие художественному замыслу элементы, типа отцветшего цветка или валяющейся бутылки (если, конечно, вы не собираетесь послать эту фотографию на какой-нибудь экологический конкурс).

С другой стороны, правило золотого сечения не должно быть догмой. Например, не стоит помещать береговую линию озера на уровень нижнего золотого сечения, если поверхность озера проецируется в кадр как монотонная серая полоса, занимающая целую треть кадра.

Центр внимания кадра и «вопрекизмы».Взгляд зрителя надо уважать. Это означает, что его нельзя заставлять мучительно блуждать по вашей фотографии от одного небрежно помещённого объекта к другому, в попытках понять, что тут более интересно - этот пень или тот камень? Иными словами, в вашей композиции должен быть центр внимания. Однако, недостаточно просто поместить некий объект в точку золотого сечения и уповать на психологию восприятия. Надо, чтобы вся композиция работала на «вежливое препровождение» взгляда зрителя к этому объекту (Илл.15).

Что же именно должно быть в центре внимания? Всё, что смотрится красиво или необычно там, где вы снимаете. Например, камень необычной формы (все камни вокруг мелкие и круглые, а этот – большой, и с интересной трещиной по диагонали). Или старый, рассохшийся пень, стоящий на фоне заснеженной вершины (Илл.16).

Иллюстрация №17 Вид на горную гряду Mont-Blanc с плотины Emosson. Растущее на наклонном склоне ёлка придаёт снимку очевидную для зрителя эмоциональную окраску.В горах, из-за небольшого разнообразия композиционных элементов, всегда бывает легко (и очень полезно) «сменить материал» - например, показать цветок на фоне камней, или камень на фоне мхов, или кочку мха на фоне падающей воды, или, камень, о который разбивается струя водопада, и т.д. При поиске таких парных комбинаций можно руководствоваться вопросом: а что в пределах этой сцены есть такого, что растёт (стоит, лежит) вопреки давлению окружения? Дерево на камне – идеальный пример такого «вопрекизма» (Илл.17). Запечатлённый пример такой «героической борьбы» всегда вызовет одобрение вашего снимка зрителем. Взглянув чуть более философски на задачу о центре композиции, можно сказать, что она, в конце концов, сводится к простому вопросу – что вы хотите сказать этим кадром? Постарайтесь ответить себе на этот вопрос, компонуя кадр (а не рассматривая его потом), и если ответа нет – лучше не снимайте его вообще.

Иллюстрация №18 Диагональное расположение струй горного ручья в сочетании со световым контрастом по другой диагонали создают гармоничный кадр, передающий стремительность движения воды.Подчёркивание диагоналей. Так как физиологи выяснили, что траектория движения фокуса внимания зрителя редко бывает параллельно краям кадра, то становиться понятным, почему расположение отдельных линий сцены по диагоналям кадра воспринимается гармонично и позволяет связать содержимое кадра (например, передний и задний план) в единое целое. К сожалению, классический пример построения диагонали в равнинном пейзаже – дорога, выходящая из левого (или правого) нижнего угла и заканчивающейся где-то на горизонте (перспективная диагональ) - вряд ли будет работать в горных пейзажах по простой причине отсутствия в горах прямых дорог. Зато, для съёмки в горах более чем достаточно естественных диагоналей. Например, ею может стать наклонный пласт горной породы или сбегающий по нему поток воды (Илл.168. наклонённая ветром ёлка или застрявшее в водопаде бревно. Для перспективной диагонали хорошо подойдёт тень от крутой скалы или отражение скалы в горном озере.

Иллюстрация №19 Озеро Tanney ранней весной. Озеро Отражения горных склонов, хоршо читаемые на поверхности озера, гармонизируют и
украшают неприветливую красоту горного озера.Художественная диагональ не есть диагональ геометрическая. Иными словами, она вовсе не обязательно должна пролегать строго из одного угла кадра в противоположный. Существует множество вариантов неполных диагоналей. Например, хорошие результаты также получаются при использовании диагоналей, идущих из угла в точку, делящей противоположенную сторону кадра в соотношении золотого сечения, или соединяющей точки золотого сечения, лежащие на противоположенных сторонах кадра и так далее, т.е. возможны многочисленные варианты (Илл. 19).

Боковое оформление кадра.Иногда бывает очень хорошо поместить на левую или правую границу кадра какой-нибудь вертикальный объект (чаще всего – дерево, вертикальную стенку скалы и т.д).Иллюстрация №20  Перевал Croix, вид в направлении вершины Grand Muveran. Несколько диагоналей слева направо сходятся в точке, где вертикально расположенная ёлка фиксирует взгляд зрителя, не позволяя уходить ему «за кадр». Делают это для того, чтобы внимание зрителя не уходило «за кадр», что часто бывает при подчеркивание нескольких диагоналей в одном направлении (например, из левого верхнего угла в правый нижний) (Илл. 20). Такое «сползание внимания» особенно актуально при отсутствии ярко выраженного центра внимания в кадре

стрелка Количество страниц  1  2  


©2002 Все права принадлежат авторам статей. Любое использование перевода без разрешения администрации сайта M-Format запрещено. По вопросам, связанным с использованием материала, пишите на pr@mformat.com

Обсудить статью в форуме

стрелка Ссылки по теме
стрелка Дмитрий Кузнецов(rus)
стрелка Искусство фотографии(eng)
стрелка Шотландия в квадрате. Композиция кадра 6x6 см(rus)
стрелка О фокальных расстояниях.(rus)
Редакция Новости Фотограф Форум Журнал Обзоры Камеры Объективы Аксессуары Покупки Большой формат
0
© 2002 Konopkine Alexei
e-mail:pr@mformat.com
All rights reserved.
Rambler's Top100 TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Ваша реклама на нашем сайте