разметка
Камера среднего формата
Ваша реклама на нашем сайте
 ЖурналОбзорыКамерыОбъективыАксессуарыПокупки Большой формат
Форум
Фотографы
Ссылки
Поиск по сайту
стрелка Другие статьи раздела
стрелка [25/2/2006] Введение в теорию пигментационного проявления пирогаллолом и пирокатехином.
стрелка [5/9/2004] Художественная фотосъёмка горных пейзажей
стрелка [4/9/2004] Тайны брекетинга
стрелка [12/4/2004] Форум в Сокольниках. Фотофорум-2004
стрелка [2/4/2004] Критерии выбора среднеформатной системы
стрелка [26/2/2004] Средний формат
стрелка [01/09/2003] Шотландия в квадрате. Композиция кадра 6x6 см?
стрелка [31/7/2003] Раскрасим фотографию.
стрелка [30/04/2003] Немного о монокле и софт объективах.
стрелка [14/03/2003] Техника ручной раскраски фотографий обнаженной натуры.
стрелка [24/01/2003] Юстировка КИЕВ 60
стрелка [20/12/2002] Понимание среднего формата

стрелка Новости в фотографии
стрелка [2/10/2005] Franke & Heidecke - продолжение фототрадиций Rolleiflex в Брауншвайге
стрелка [15/9/2005] Rollei - «10-я Санкт-Петербургская ФОТОЯРМАРКА»
стрелка [20/1/2005] Цифровые новинки от Rollei.

стрелка Фотограф выпуска

стрелка Олег Ванилар
    Рекламная, портретная и
     пейзажная фотография

Реклама
RB2RB2

стрелка Опрос читателей

 Фотография в вашей жизни является:

Профессией
Дорогим хобби
Отличным отдыхом
Способом убить время

стрелка Результаты
стрелка Архив журнала

Выпуск #7   [Обзоры]  22/5/2004

О фокальных расстояниях.

Автор: Вим ван Велзен (Wim van Velzen) 
Оригинал статьи: http://www.fotografiewimvanvelzen.nl/webarticle04.htm
Перевод: Сергей Брославский (Брось)

Использование различных фокальных расстояний в пейзажной фотографии.

Фото №1. Пляж Murroogh, Fanore, Country of Clare, Ирландия. Август 2002, вечер.Bronica EC-TL, 50мм f/2.8, примерно 1 сек f/22, Fuji Provia 100F.

Фото 1
Пляж Murroogh, Fanore, Country of Clare, Ирландия. Август 2002, вечер.
Bronica EC-TL, 50мм f/2.8, примерно 1 сек f/22, Fuji Provia 100F.

Большое фото находится на сайте автора(124Кб)

Эта статья является продолжением статьи "Шотландия в квадрате", в которой автор рассматривает особенности построения кадра форта 6x6.

Стоит подумать о пейзаже, и тут же в голову приходит мысль о широкоугольном объективе. И не просто широкоугольном - чем шире, тем лучше. 28 мм в 35 мм формате или 50 мм в среднем формате считаются недостаточно широкоугольными для серьёзной пейзажной работы.

Правильно ли это? Нужны ли такие широкоугольные объективы для пейзажей и что возможно сделать с помощью телеобъектива?

В этой статье я рассуждаю об использовании различных фокусных расстояний в пейзажной фотографии. Статья не о том. что лучше - 24 мм или 28 мм, и не о том, нужен ли мне 200 мм f/2.8. Она о широкоугольных и теле-объективах и их сравнительных достоинствах. Кстати: сперва используйте то оборудование, что у вас есть, и начинайте думать о другом только тогда, когда оно начинает сковывать ваше видение и вы чувствуете, что работа от этого страдает.

Я также дополняю мою предыдущую статью о композиции - там я рассуждал о "маршрутной композиции", здесь я говорю о композиции областей и ритма.

Широкий угол

Большинство пейзажей в основном простираются в ширину. Это наиболее очевидно у моря или в голландских польдерах, но и горные виды и перспективы также довольно широки.

Широкоугольная оптика позволяет "поймать" эту ширину. Большая часть горизонта отображена на фотографии, так же как и большая часть ближнего плана. Этот ближний план может выглядеть немного преувеличенным широкоугольной перспективой, вплоть до ощущения падения вперёд, потому что даже поверхность земли, находящаяся прямо перед ногами фотографа, также включена в фотографию. Соотношения между ближним и дальним растянуты и искажены. Будучи сознательно использованным, этот эффект позволяет достичь невероятной глубины фотографии.

Фото 2. Пляж Murroogh, Fanore, Country of Clare, Ирландия. Bronica EC-TL, 50мм f/2.8 Zenzazon, 1/15 сек f/22, Fuji Provia 100F.

Фото 2
Пляж Murroogh, Fanore, Country of Clare, Ирландия.Июль 2002, утром.
Bronica EC-TL, 50мм f/2.8 Zenzazon, 1/15 сек f/22, Fuji Provia 100F.
Большое фото находится на сайте автора(168Кб)


Но всегда ли такой широкоугольный снимок этого широкого вида станет великолепной фотографией? Так ли свободно дышит фотография, как изображённый на ней вид?

Нидерландский автор книг о фотографии Дик Боэр (Dick Boer) часто называл широкоугольный объектив "алчным объективом". Он включает массу всего в фотографию, и трудной задачей для фотографа становятся поиски таких точек съёмки и композиции, чтобы только важные детали попали в фотографию.

Зачастую ближний план не так уж интересен, или удалённые детали, делающие пейзаж захватывающим, едва видны.

Фото 3 Менее удачная широкоугольная фотография.Замок Tioram, Moidart,  Highlands, Шотланди.Июль 1999, утром.<br>Bronica EC-TL, 50мм f/2.8 Zenzazon, около 1/4 сек f/16, Fuji Provia 100.

Фото 3
Менее удачная широкоугольная фотография.
Замок Tioram, Moidart, Highlands, Шотланди.Июль 1999, утром.
Bronica EC-TL, 50мм f/2.8 Zenzazon, около 1/4 сек f/16, Fuji Provia 100.


Широкий угол максимально выгодно используется, когда в ближний план включено что-то выпуклое. Я, к примеру, люблю помещать типичный элемент пейзажа, такой как кусок камня или цветущий куст вереска, в определённом месте в пределах фотографии. В таких случаях горизонт помещён высоко в кадре.

Выразительное небо, возвышающееся над всем пейзажем, часто также требует широкого угла. В подобных случаях горизонт может быть в кадре довольно низко - небо является обьектом съёмки.

Телеобъективы

У телеобъектива всё наоборот: все элементы пейзажа прижимаются друг к другу, образно говоря, создается картина, предполагающая скорее расстояние, нежели ширину. Перспектива сжата.

Этот эффект может быть использован для гор, островов, аллей и тому подобного. Он предполагает, что одна вершина расположена очень близко к другой или аллея засажена деревьями.

Оттого, что телеобъектив приближает удалённые объекты, атмосферная перспектива гораздо более очевидна, чем в случае широкоугольной фотографии. Всевозможные пыль и испарения в воздухе делают удалённое более размытым. Туман и дымка преобразуют пейзаж в калейдоскоп, в котором каждый следующий уровень окрашен более блеклыми цветами.

Фото 4 Поле и лес, долина Gelderse, Недерланды. Июнь 1998, раннее утро. Bronica EC-TL, 150 мм f/3.5 Zenzazon, около 1/4 сек f/16, Fuji 
  Provia 100.

Фото 4
Поле и лес, долина Gelderse, Недерланды. Июнь 1998, раннее утро.
Bronica EC-TL, 150 мм f/3.5 Zenzazon, около 1/4 сек f/16, Fuji Provia 100.


Атмосферная перспектива заставляет сделанные телеобъективом снимки выглядеть монохромными. Различные элементы пейзажа больше не показывают свой цвет, а вместо этого заимствуют цвета естественного освещения. В зависимости от времени дня и погоды всё изображение может выглядеть жёлтым, фиолетовым, голубым или ещё каким-нибудь.

Благодаря этому телеобъективы являются отличным средством передачи атмосферы определённого времени дня. Так как ближний план не включается, количество элементов изображения может быть ограничено. Умелое использование этой особенности может создать напряжение. Другими словами, снимки, сделанные телеобъективом, имеют тенденцию быть более интимными. На них смотрят будто через окно и видят меньше деталей.

Фото 5 Вид на Connemara с Craggagh, Country of Clare, Ирландия.Август 2002, вечером. Bronica EC-TL, 25 см f/4 Nikkor и 2x конвертер, 
  около 1/15 сек f/8, Fuji Provia 100F.

Фото 5
Вид на Connemara с Craggagh, Country of Clare, Ирландия.Август 2002, вечером.
Bronica EC-TL, 25 см f/4 Nikkor и 2x конвертер, около 1/15 сек f/8, Fuji Provia 100F.


Другим отличием широкого угла от длиннофокусной оптики является глубина резкости. У телеобъектива глубина резкости более ограничена, хотя малые относительные отверстия и большие расстояния позволяют создавать фотографии, резкие от переднего плана до заднего.

Но эта ограниченная глубина резкости также может быть использована с пользой. Не только для портретов или макро, но и для пейзажей! Для меня пейзаж - это не только большие виды и панорамы, мне нравится также включать "портреты" главных действующих лиц определённого пейзажа - деревья, камни, цветы.

Фото 6 Полевые цветы, Roundstone, Country of Galway, Ирландия. Август 2002,  утром.Bronica EC-TL, 25 см f/4 Nikkor, около 1/30 сек f/11, Fuji Provia 
  100F.

Фото 6
Полевые цветы, Roundstone, Country of Galway, Ирландия. Август 2002, утром.
Bronica EC-TL, 25 см f/4 Nikkor, около 1/30 сек f/11, Fuji Provia 100F.


Кроме того, телеобъектив может быть необходим, когда вы не можете подобраться достаточно близко к объекту. Настоящий фанат пейзажной съёмки таскает все эти тяжёлые объективы не без причины - не ради того невероятного кадра с веткой, на которой за мгновение до этого пела эта великолепная маленькая птичка.

Я никоим образом не являюсь специалистом по пейзажам, но мне нравится изредка снимать тюленей.

Фото 7. Тюлени, залив Brodick, остров Arran, Щотландия. Июль 2001, вторая половина дня. Bronica EC-TL, 25 см f/4 Nikkor и 2x телеконвертор, около 1/30 сек f/8, Fuji Provia 100.

Фото 7
Тюлени, залив Brodick, остров Arran, Щотландия. Июль 2001, вторая половина дня.
Bronica EC-TL, 25 см f/4 Nikkor и 2x телеконвертор, около 1/30 сек f/8, Fuji Provia 100.


Как вы уже могли заметить, я не обсуждаю штатный объектив. На самом деле, это не от того, что он мне не нравится, - он может быть идеальным для конкретной ситуации - не слишком широкий, но и не слишком сжатый. Особенно деревья и дома, которые кажутся падающими назад при съемке широким углом и с которыми телеобъектив не даёт свободного вида, могут быть сняты этим объективом.

Ну, и мой старый добрый Rolleicord, который я беру с собой, когда сумка, полная оборудования, будет слишком тяжелой, - у него только 80 мм объектив и он покоряет почти любой сюжет.

Композиция областей

В статье "Шотландия в квадрате" я описал, как строить композицию вокруг одной или нескольких сильных точек, по которым глаз зрителя движется по "маршруту" к самой сильной точке.

Но не любая композиция может быть описана подобной "маршрутной композицией". Некоторые фотографии визуально сильны благодаря тому, как разделены области в фотографии, без формирования маршрута для глаз. Изображение в целом подобно карте или флагу - оно состоит из областей, которые уравновешивают друг друга. В качестве примера: я стараюсь делать яркие области небольшого размера, потому как они привлекают больше внимания, чем более тёмные области.

Фото 8 Коттедж, Kilchoan, Ardnamurchan, Highlands, Шотландия. Июль 1999, около поудня. Bronica EC-TL, 80 мм f/2.4 Zenzazon, 1/60 сек f/11-16, Fuji Provia 100.

Фото 8
Коттедж, Kilchoan, Ardnamurchan, Highlands, Шотландия. Июль 1999, около поудня.
Bronica EC-TL, 80 мм f/2.4 Zenzazon, 1/60 сек f/11-16, Fuji Provia 100.

Вы также можете взглянуть на залив Galway


Подобные фотографии зачастую создаются с помощью телеобъектива. Оттого, что в большинстве случаев передний план не включается, количество элементов ограничено. А чем меньше областей у композиции, тем сильнее фотография в целом.


Композиция ритма

Иногда не столько области создают композиции, сколько некоторый ритм линейных элементов. Этот эффект может совпадать с сильным ощущением глубины, как на аллее с деревьями, как фронтальное изображение забора или ряда деревьев.

И снова есть работа для телеобъектива. Оттого, что он сжимает перспективу, различные элементы становятся ближе друг к другу и ритм становится более заметным. Выразительный снимок аллеи деревьев может быт сделан скорее телеобъективом, нежели широкоугольным объективом - широкий угол вырывает ближнее дерево из ровной линии.

Как показывает снимок внизу, телеобъектив также предлагает возможность изолировать деталь большой картины. Таким образом ритм может создавать целую композицию.

Фото 9 Сосновый лес, Amerongse Berg, Недерланды. Февраль 2003, после полудня. Rollei 6008i, 150 мм f/4 Sonnar, около 1/15 сек f/16, Kodak E100SW.

Фото 9
Сосновый лес, Amerongse Berg, Недерланды. Февраль 2003, после полудня.
Rollei 6008i, 150 мм f/4 Sonnar, около 1/15 сек f/16, Kodak E100SW.


У этой композиции нет глубины, глаза не следуют маршруту, но благодаря ритму фотография по-своему привлекательна.

 


©2002 Все права принадлежат авторам статей. Любое использование перевода без разрешения администрации сайта M-Format запрещено. По вопросам, связанным с использованием материала, пишите на pr@mformat.com

Обсудить статью в форуме

стрелка Ссылки по теме
стрелка Шотландия в квадрате. Композиция кадра 6x6 см(rus)
стрелка Математический анализ композиции квадрата(eng)
стрелка Преимущества формата 6х6 над 6х4.5(eng)
стрелка Интересный сайт по композиции(eng)
стрелка Еще одна занимательная статья по композиции(eng)
Редакция Новости Фотограф Форум Журнал Обзоры Камеры Объективы Аксессуары Покупки Большой формат
0
© 2002 Konopkine Alexei
e-mail:pr@mformat.com
All rights reserved.
Rambler's Top100 TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Ваша реклама на нашем сайте