разметка
Камера среднего формата
Ваша реклама на нашем сайте
 ЖурналОбзорыКамерыОбъективыАксессуарыПокупки Большой формат
Форум
Фотографы
Ссылки
Поиск по сайту
стрелка Другие статьи раздела
стрелка [25/2/2006] Введение в теорию пигментационного проявления пирогаллолом и пирокатехином.
стрелка [5/9/2004] Художественная фотосъёмка горных пейзажей
стрелка [4/9/2004] Тайны брекетинга
стрелка [22/5/2004] О фокальных расстояниях.
стрелка [12/4/2004] Форум в Сокольниках. Фотофорум-2004
стрелка [26/2/2004] Средний формат
стрелка [01/09/2003] Шотландия в квадрате. Композиция кадра 6x6 см?
стрелка [31/7/2003] Раскрасим фотографию.
стрелка [30/04/2003] Немного о монокле и софт объективах.
стрелка [14/03/2003] Техника ручной раскраски фотографий обнаженной натуры.
стрелка [24/01/2003] Юстировка КИЕВ 60
стрелка [20/12/2002] Понимание среднего формата

стрелка Новости в фотографии
стрелка [2/10/2005] Franke & Heidecke - продолжение фототрадиций Rolleiflex в Брауншвайге
стрелка [15/9/2005] Rollei - «10-я Санкт-Петербургская ФОТОЯРМАРКА»
стрелка [20/1/2005] Цифровые новинки от Rollei.

стрелка Фотограф выпуска

стрелка Олег Ванилар
    Рекламная, портретная и
     пейзажная фотография

Реклама
RB2RB2

стрелка Опрос читателей

 Фотография в вашей жизни является:

Профессией
Дорогим хобби
Отличным отдыхом
Способом убить время

стрелка Результаты
стрелка Архив журнала

Выпуск #6   [Обзоры]  2/4/2004

Критерии выбора среднеформатной системы

Автор: Ярослав Амелин. Свободный фотограф (yaram@mail.ru)
Оригинал статьи: Специально для журнала M-Format
 

стрелка Количество страниц  1  2  3  4  

Характеристики среднеформатных камер

Возможность использования механического спускового тросика с камерой. Эта малозначительная деталь может создать кучу проблем. Если камера имеет гнездо для механического тросика - это ее безусловный плюс (для меня). Сейчас во многих камерах, особенно 645, присутствует автоспуск и его часто считают альтернативой механическому тросику. В большинстве ситуаций он действительно альтернативен, но не всегда. Например, я иногда снимаю ночную Москву со световой рекламой. Выдержка, конечно, длинная, но автоспуск, особенно с периодом ожидания 10 и более секунд совершенно не применим. Все дело в последовательном включении различных частей рекламы, которые следуют какими-то мудреными циклами. После того, как вы простоите несколько минут и пронаблюдаете за всем этим представлением, станет ясно какой продолжительности необходима выдержка, чтобы запечатлеть всю рекламу и когда следует нажимать на спуск. Так вот, вы вряд ли сможете точно отсчитать назад нужное время при использовании автоспуска. Аналогичная ситуация и с автомобильным движением из-за светофоров, и тоже самое, когда вы работаете в студии на длинных выдержках с движущимися объектами. Все эти примеры говорят о том, что простой тросик еще долго нельзя сбрасывать со счетов, и автоспуск хоть и хорошее добавление, но не полноценная замена.

Автоспуск часто используется для фотографирования самого фотографа с кем-нибудь еще, но программируемый автоспуск позволит точно задать время срабатывания затвора. Я считаю автоспуск, особенно регулируемый по времени полезным дополнением, однако при возможности использования ручного тросика. Кстати ручной тросик в среднем формате может теперь быть и не механическим, а электронным, а также в виде пульта дистанционного управления, что, несомненно, оценят фотографы-анималисты. С практической точки зрения профессиональной фотографии без автоспуска можно обойтись, так как фотограф остается за кадром. Я думаю на общем портрете всех сотрудников какой-то фирмы фотограф присутствовать не должен, как и в снимаемом интерьере.

Предварительный подъем зеркала я считаю обязательным условием для профессиональной среднеформатной камеры. С увеличением формата растет и зеркало, наконец, у некоторых камер оно такого размера, что создает локальное землетрясение при срабатывании. У вас может быть отличный штатив, великолепный объектив, самый лучший тросик, но качество непременно пострадает от так знакомого по звуку хлопка. Дальномерные камеры не имеют зеркала, и это дает им преимущество. Снимая с рук среднеформатной однообъективной зеркальной камерой даже широкоугольным объективом вам не стоит позволять себе выдержку длиннее 1/125 с., для дальномерных камер эту границу можно отодвинуть до 1/30 с. Отлично зная эту проблему, конструкторы все время улучшают подвеску зеркала, сокращают его вес и т. п. Но каких бы результатов они не достигали, с предварительным подъемом зеркала качество выше. Проверить очень просто - снимите два кадра подряд: один с предварительным подъемом, а другой без, и рассмотрите в лупу или при помощи сканера. Удивительно, что, выпуская новые камеры, производители иногда как бы забывают эту функцию, чтобы потом добавить ее при скором обновлении модели.

Автоматическая перемотка пленки принята за стандарт в автофокусном формате 645, многие системы представляют съемные приводы (моторы, виндеры) как пристраиваемые к камере, так и встроенные в магазин для пленки, или камеры со встроенной сменой кадров. Тут все зависит от того, что вы снимаете и где. Причем "где" иногда важнее "что". Приводы для среднего формата - довольно шумная вещь, использовать которую в театре - истинное невежество, хватит и ваших щелчков с хлопками. С другой стороны, моду в студии, репортаж, свадьбы, снимать моторизованной камерой удобней. Не забывайте про ограниченную длину пленки. Мне нравится ручная перемотка, особенно при съемке пейзажей, но если снимать людей, то я предпочту автоматическую, так как необходимость смены кадра меня отвлекает, я отрываюсь от видоискателя, а более-менее быстрый мотор среднеформатной камеры позволяет поймать выражение лица, которое становится именно таким как нужно сразу после срабатывания затвора.

Приставной привод может в ряде систем значительно улучшить эргономику камеры, а также обеспечить дополнительное питание фотоаппарата. Из-за неоднозначности применения автоматической перемотки пленки большинство систем среднего формата, исключая 645, имеет съемные приводы, которые позволят вам выбирать. Если скорость съемки критична, а это еще и вопрос личных предпочтений и творческих приемов, то используйте мотор, но не рассчитывайте на 8-10 кадров в секунду как в 35-мм.

Очень много указаний по выбору камер всегда относили к затворам. По сути, применяется три типа затвора: центральный, шторный и, теперь, ламельный. При этом лучшим всегда считали центральный затвор, как обеспечивающий наиболее равномерное экспонирование и синхронизацию на всем диапазоне выдержек. Сегодня ситуация не столь однозначна. Во-первых, шторные затворы весьма высококачественны, если мы говорим о производителях мирового уровня, а не "Киевах", и обеспечивают равномерное экспонирование кадра. Во-вторых, фирмы добавили в линейки оптики, предназначенные для шторных затворов, несколько объективов с центральным затвором, что позволяет получить те же преимущества. В-третьих, ламельные затворы, которые пришли из узкого формата в 645-й, обеспечивают самые короткие выдержки из всех (до 1/4000с - Contax 645, Mamiya 645 AFD) и весьма приличную выдержку синхронизации (1/125с). Нет нареканий и к равномерности экспонирования ламельными затворами. Центральные затворы всегда ограничивали развитие оптики, хотя никто не скажет, что объективы с центральными затворами хуже.

Я думаю, что выбор типа затвора в значительной мере второстепенен, если большая часть ваших съемок не относится к фотографированию со вспышкой на выдержках 1/250, 1/500 и 1/1000с (Rollei). Да и в этом случае посмотрите на присутствие объективов с центральным затвором в линейке оптики. Объективы под шторные и ламельные затворы обычно дешевле, так как в них отсутствует сам затвор. Стоит заметить, что разница в цене может и не поразить воображение.

Наличие возможности менять магазины с пленкой весьма полезна. Здесь тоже есть исключения. Среднеформатные зеркальные фотоаппараты, выполненные по принципу классической 35-мм камеры (Pentax 67 II), не имеют такой способности, но более эргономичны и вполне подходят фотографу, снимающему исключительно на одну пленку, например, пейзажи. Дальномерные камеры и камеры со сквозными видоискателями чаще не позволят вам менять магазины, но иногда можно встретить неожиданные предложения: Alpa разрешает использовать магазины от целого ряда других производителей.

Сегодня, вопрос о сменных магазинах имеет еще один аспект - цифровой. Камеры со вставками (Mamiya 645E, Pentax 645 NII) не позволят вам перейти на цифру, а современные модели (Contax 645, Hasselblad H1, Mamiya 645 AFD) наоборот обеспечат полностью согласованную работу. Кто знает, насколько доступными станут цифровые приставки через пять лет, может быть, из-за них придется менять систему?

Зеркальные камеры модульной конструкции позволят вам выбирать видоискатель в зависимости от работы и не бояться за использование поляризационного фильтра. Дальномерные камеры тоже можно использовать с поляризаторами, но не с таким удобством, а вот с оттененными серыми фильтрами вряд ли - как вы определите, где пройдет граница раздела? Наличие зеркала обеспечивает точную наводку на резкость особенно с длиннофокусной оптикой, и полный контроль за границами кадра без всяких параллаксных эффектов. Разработчики дальномерных камер все время стремятся облегчить задачу и разрабатывают сменные видоискатели, автоматически меняющиеся ограничительные рамки и др., но ни одно из этих устройств не обеспечит съемку идентичную зеркальной камере по контролю изображения.

Вопрос о мультиэкспозиции с появлением компьютеров сильно обесценился, но до сих пор этот прием позволяет решать сложные задачи. Большинство камер не ограничивает вас экспонировании на один кадр нескольких изображений. Насколько мультиэкспозиция важна для вас? Как потенциальная возможность это неплохо, но если ее нет, какой вес потерь?

Диапазон автоматически отрабатываемых выдержек становится заметным при съемке ночью или с вертолета. Обычно камера предоставит вам диапазон от нескольких секунд до 1/400 - 1/500с для большинства центральных затворов и до 1/1000с в шторных. Современные ламельные затворы обеспечивают самые большие диапазоны выдержек 30 - 1/4000с, одновременно существуют центральные электронно-управляемые затворы, также обеспечивающие длинные выдержки. Почти у всех камер есть режимы длительного экспонирования ("В") или открывания и закрывания затвора ("Т"). К длительным выдержкам, автоматически отрабатываемых камерой, всегда существовало неоднозначное отношение. С одной стороны вполне можно отсчитать несколько секунд и вручную, с другой - есть шанс ошибиться при выдержке в 2с. Мне всегда приятно, если камера занимается отсчетами сама. Если вы часто снимаете на улице с полностью открытой диафрагмой, то 1/500 или 1/1000с вам может не хватить при использовании теперь весьма обычной пленки в 400 ISO. Правда, довольно просто воспользоваться нейтральным или поляризационным фильтром. В целом, диапазон 1 - 1/500 с. + В или Т, характерный для подавляющего большинства современных среднеформатных камер достаточен почти для всего.

Диапазон диафрагм. Понятно, что он зависит от каждого объектива. Однако самые светосильные объективы опять у однообъективных зеркальных камер. Максимальная светосила все равно не будет больше 2.0. Для дальномерных и камер со сквозными видоискателями самая широкая диафрагма может быть 5.6 и даже 8, как у широкоугольных, так и у длиннофокусных объективов, и только у нормальных - 4. Если снимать по принципу "в кадре все резко", то это нельзя считать существенным ограничением.

Вспышки и синхроконтакты. Камеры среднего формата уже давно оснащаются системами автоматического управления внешней вспышкой. При съемке вне студии такие системы позволяют использовать вспышку без всяких вычислений. Это полезное свойство, если вас устраивает светотеневой рисунок от вспышки или вам нужно заполнять тени при съемке на природе. TTL управление вспышками характерно для очень сходного по функциям с 35-мм 645-го формата, есть такие фотоаппараты в 66 и 67. Нельзя не заметить, что системы управления вспышками все же менее развиты в среднем формате, чем в узком. Наличие синхроконтакта для студийных вспышек на камере или объективе производители считают обязательным, хотя если есть возможность подключения внешней вспышки, можно пользоваться управлением студийными осветителями с помощью света.

Автобрекетинг и коррекция экспозиции. В среднем формате автоматический брекетинг может быть не так уж и нужен, исходя из длины пленки. Он избавляет вас от необходимости вручную вводить экспокоррекцию, но не позволит отойти от жестких рамок шага. Коррекция экспозиции совершенно необходима, если вы используете замер камеры, в том числе и точечный. Фотографам, предпочитающим внешний экспонометр эти дополнения ни к чему. Я считаю пределы экспокоррекции в +/- 2 ступени ограничивающими, но +/- 3 мне вполне достаточны. Можно также вводить экспокоррекцию изменением текущей чувствительности пленки. Или менять чувствительность пленки постоянной экспокоррекцией, если камера не позволяет установить, например, 6400 ISO.

Установка чувствительности пленки может быть автоматической или ручной. Ручная позволит вам корректировать экспозицию временным изменение чувствительности пленки. Обычно диапазон устанавливаемых чувствительностей весьма широк и охватывает все практически распространенные пленки.

Обратите внимание на дополнительные аксессуары в системе. Если вы предполагаете проводить макросъемку, то потребуются макрокольца, а, возможно, и макромех. Любителям пейзажной съемки зимой полезен будет выносной блок питания, который можно спрятать под одеждой. Дополнительные рукояти помогут при съемке с рук.

стрелка Количество страниц  1  2  3  4  


©2002 Все права принадлежат авторам статей. Любое использование перевода без разрешения администрации сайта M-Format запрещено. По вопросам, связанным с использованием материала, пишите на pr@mformat.com

Обсудить статью в форуме

стрелка Ссылки по теме
стрелка Средний формат Часть I(rus)
стрелка Michael Reichmann. Понимание среднего формата.(rus)
стрелка Jafa Photography. Сравнение систем среднего формата(eng)
стрелка Выбор камеры среднего формата(eng)
Редакция Новости Фотограф Форум Журнал Обзоры Камеры Объективы Аксессуары Покупки Большой формат
0
© 2002 Konopkine Alexei
e-mail:pr@mformat.com
All rights reserved.
Rambler's Top100 TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Ваша реклама на нашем сайте