разметка
Камера среднего формата
Ваша реклама на нашем сайте
 ЖурналОбзорыКамерыОбъективыАксессуарыПокупки Большой формат
Форум
Фотографы
Ссылки
Поиск по сайту
стрелка Другие статьи раздела
стрелка [25/2/2006] Введение в теорию пигментационного проявления пирогаллолом и пирокатехином.
стрелка [5/9/2004] Художественная фотосъёмка горных пейзажей
стрелка [4/9/2004] Тайны брекетинга
стрелка [22/5/2004] О фокальных расстояниях.
стрелка [12/4/2004] Форум в Сокольниках. Фотофорум-2004
стрелка [26/2/2004] Средний формат
стрелка [01/09/2003] Шотландия в квадрате. Композиция кадра 6x6 см?
стрелка [31/7/2003] Раскрасим фотографию.
стрелка [30/04/2003] Немного о монокле и софт объективах.
стрелка [14/03/2003] Техника ручной раскраски фотографий обнаженной натуры.
стрелка [24/01/2003] Юстировка КИЕВ 60
стрелка [20/12/2002] Понимание среднего формата

стрелка Новости в фотографии
стрелка [2/10/2005] Franke & Heidecke - продолжение фототрадиций Rolleiflex в Брауншвайге
стрелка [15/9/2005] Rollei - «10-я Санкт-Петербургская ФОТОЯРМАРКА»
стрелка [20/1/2005] Цифровые новинки от Rollei.

стрелка Фотограф выпуска

стрелка Олег Ванилар
    Рекламная, портретная и
     пейзажная фотография

Реклама
RB2RB2

стрелка Опрос читателей

 Фотография в вашей жизни является:

Профессией
Дорогим хобби
Отличным отдыхом
Способом убить время

стрелка Результаты
стрелка Архив журнала

Выпуск #6   [Обзоры]  2/4/2004

Критерии выбора среднеформатной системы

Автор: Ярослав Амелин. Свободный фотограф (yaram@mail.ru)
Оригинал статьи: Специально для журнала M-Format
 

стрелка Количество страниц  1  2  3  4  

Панорамные камеры совсем не универсальны. Очень вероятно, что фотоаппарат будет оснащен встроенным объективом. Те же панорамные камеры, которые построены по принципу маскирования крупноформатного кадра, хотя и имеют сменную оптику, но практически требуют использования всего нескольких объективов, в том числе и из-за цены.

Камеры с подвижками в среднем формате, а их часто любят выпускать производители крупноформатной техники, обладают широчайшими возможностями по управлению перспективой и резкостью, но мало приспособлены для оперативной работы. Большинство производителей скажет вам, что это камеры для съемки с рук, но если вы хотите действительно качественных резких кадров, то без штатива не обойтись. Конечно, практически любой камерой можно снять все что угодно, но фотоаппараты с подвижками чаще всего используются для съемки архитектуры, интерьера и натюрморта.
В последние годы наметилась тенденция разработки камер среднего формата выполненных по подобию классических монорельсовых камер; специально предназначенных для использования с цифровыми приставками.

Шкальные камеры - со шкалой на объективе - редкие экземпляры. Это, например, Hasselblad 905 SWC, который легко превращается в камеру со сквозным видоискателем. Швейцарская Alpa 12 SWA также великолепный представитель камер со сквозным видоискателем. Опять же , часто говорят, что этими камерами легко снимать с рук, что не совсем так. Сквозной видоискатель имеет собственную оптическую ось, которая параллельна оси объектива, но находится выше. Соответственно и картинка в видоискателе немного другая. Чтобы, например, при съемке интерьера получить полное соответствие потребуется воспользоваться штативом, желательно с механизмом выдвижения центральной колонны, чтобы после компоновки кадра осторожно поднять камеру в положение, когда ось объектива займет прежнее положение оси видоискателя. Некоторые сквозные видоискатели позволяют наклонять их для компенсации рассмотренного явления, однако на каждую дистанцию их следует настраивать отдельно, что вряд ли приемлемо, если важна оперативность. Поэтому, если вы действительно хотите контролировать весь кадр и не терять в качестве, шкальные камеры при всей их легкости так же потребуют использование штатива.

Что касается Alpa 12 SWA, то у этих камер действительно хорошая эргономика, особенно с деревянными ручками, которые еще и теплые в холодную погоду. Центральный затвор позволит вам снимать широкоугольными объективами на выдержках до 1/15 - 1/8 с приемлемым качеством. Именно с приемлемым, так как если вы хотите раскрыть весь потенциал объективов - возьмите штатив. Поэтому я так настаиваю на том, что если для вас главное качество и именно требования к качеству привели вас в средний формат, не ленитесь брать штатив.

Двухобъективные зеркальные камеры практически ушли в любительский класс. Оно и понятно - конструкция спорная. Возобновление производства от Rolleiflex лишнее тому подтверждение. Я вполне допускаю возможность использования такой камеры для творчества, но с трудом представляю, как ей с удобством выполнять коммерческую съемку, если есть другие варианты.

 

Среднеформатная оптика

Я еще раз пишу, что выбирать вы должны не камеру, не конкретную модель, а систему. Другое дело, что в случае специализированных фотоаппаратов среднего формата, вам все равно придется выбирать камеру, так как о какой-либо системе речи может не идти. Но это исключение. Система подразумевает камеры, объективы, все аксессуары и дополнительные возможности, в том числе и цифровые.

Очень часто фотографы подходят к выбору камеры, начиная от оптики. И это вполне обосновано. Согласитесь, какой смысл приобретать камеру от производителя "один", если там нет широкоугольного объектива, который вам нужен; или какой прок от фотоаппарата производителя "два", если оптика к нему слишком дорога или обладает плохим с вашей точки зрения оптическим рисунком?

Обратите внимание, что камера сама по себе у большинства производителей не так уж и дорога, чего не скажешь об объективах. Часто один объектив дороже камеры, а иногда можно купить без преувеличения 10 корпусов за цену одного светосильного длиннофокусного изделия. Наконец, объектив во многом определяет качество изображения. Вы должны установить, какие объективы нужны вам сейчас, вернее, без них нельзя обойтись вообще. Потом следует подумать, какие объективы понадобятся в обозримом будущем. Будете ли вы расширять систему или приобретете другую камеру под другие объективы, исходя из чисто экономических соображений? Есть ли эти объективы у данной фирмы, какое их качество, какое качество объективов, которые вы, возможно, приобрели бы потом? Это непростые вопросы, и, что самое плохое, ответы на них, возможно, придется искать опытным путем.

Если вы не знаете с чего начать, то можно ориентироваться на следующий практический совет. Три объектива в системе, скорее всего, покроют больше 90% производимых вами работ. Это, прежде всего, штатный объектив, который, к тому же часто дешев или идет в комплекте с камерой, широкоугольный и портретный объективы. Фокусные расстояния вы легко определите после того, как выберете формат. Фокусное расстояние штатного объектива равно диагонали кадра. Воспользуйтесь теоремой Пифагора. "Длина" широкоугольного объектива соответствует короткой стороне кадра, а сверхширокоугольного - половине длинной стороны. Для определения фокусного расстояния объектива для постановочной и портретной фотографии удвойте длинную сторону кадра, а для съемки лица крупным планом - утройте ее. Можно подсчитать эти величины для 35-мм и установить, что все так и есть.

Очевидно, что объективов с точно полученными значениями вы в большинстве случаев не найдете. Округлите до стандартного расстояния в линейке оптики, при этом широкоугольные объективы лучше округлять в область еще меньшего фокусного расстояния, а портретные - наоборот. Эта методика совсем не учитывает качество оптики, которое рознится от объектива к объективу. Но качество оптики необходимо смотреть лично на примерах. Вероятно, что через некоторое время после покупки первой среднеформатной системы, она перестанет вас устраивать, и это нормально. Но заметьте, произошло это только после тесной и довольно длительной работы с камерой, которая и выявила незаметные ранее недостатки.

На выбор оптики сильно влияет область фотографии, в которой вы работаете или предполагаете работать. Ну зачем портретный объектив для большинства интерьерных съемок? Выделять детали? Воспользуйтесь сначала штатным объективом и не тратьте деньги зря. Более того, что касается интерьеров, то их можно снимать одним широкоугольным оптическим изделием. Но, возможно, для контроля перспективы вы будете думать о шифт-объективе.

И здесь мы приходим к вопросу наличия в системе специальных объективов и, даже, специальных камер. Нужны ли вам объективы с возможностью коррекции перспективы, или софт-объективы? Насколько это определяюще? Может лучше подумать о большом формате или среднеформатных монорельсовых камерах, возможности которых на порядок больше шифт-объективов, так как подвижки (кстати, весьма ограниченные у шифт-объективов) распространяются на все объективы, а не только на один и, часто, не очень-то и широкоугольный.

То же касается и специальных камер, вроде Flex body от Hasselblad, которая позволяет использовать все объективы линейки с коррекцией перспективы. Теоретически все выглядит очень хорошо, но практически, наибольшие подвижки вам позволят портретные объективы, а широкоугольные в виду ограниченного поля зрения дают всего лишь несколько миллиметров свободы, и то, учитывая падение качества при удалении от оптической оси, не самой лучшей. При этом хочется двигать именно широкоугольные объективы, так как при фокусных расстояниях 120 мм и более перспективные завалы не так значительны. Если же вам в руки попадет форматная камера, которая по цене может оказаться не дороже фирменного шифт-объектива, то вы сразу ощутите скованность любых специализированных объективов.

Я привожу это рассуждение для того, чтобы показать, что отсутствие шифт-объектива в системе может не являться недостатком, равно как и аналогичная ситуация с софт-объективами. В защиту шифт-объективов надо сказать, что вы избавлены смотреть на перевернутое изображение, можете пользоваться встроенным экспозамером (осторожно!) и сильно выигрываете в мобильности и весе.

Только зеркальные однообъективные системы представят вам возможности длиннофокусной оптики. И только дальномерные и среднеформатные монорельсовые камеры дадут вам сверхширокие углы охвата. Замечу, что из сверхширокоугольного кадра можно всегда получить широкоугольный, нормальный, портретный и длиннофокусный, просто обрезав его по сторонам. Это не ведет к нарушению перспективы, так как передача перспективы всеми объективами одинакова. Объектив не в состоянии изменить расстояния между точками в пространстве, поэтому правило абсолютно справедливо.

То есть, имея среднеформатный кадр, снятый 50-мм объективом из него можно получить кадр полностью идентичный, снятому 90-мм объективом, но - ничего не бывает бесплатно - меньшего размера. Понятно также, что даже в формате 645 мало что можно обрезать, а если кадрировать широкоугольный снимок формата 69 в расчете на большое фокусное расстояние, то от него почти ничего не останется, и использование среднего формата вместо 35-мм вряд ли имеет смысл. Другими словами, если вы можете резать свои слайды в компьютере, то количество необходимых объективов можно сократить, снимая на достаточно большой формат объективами с меньшим фокусным расстоянием.

Макрообъективы присутствуют почти в каждой линейке. Если макросъемка частое занятие, то без макрообъектива и зеркальной камеры не обойтись. Рассматривая объективы, обратите внимание на фильтры, а точнее на их размеры и присоединение. Здесь могут встречаться специальные байонеты или простая резьба, которая обещает вам снижение расходов. Только, пожалуйста, не подбирайте объективы по размеру резьбы, в среднем формате это неразумно.

Если вы выберете формат и объективы, то камера почти всегда подберется сама собой. Если же этого не произошло, то продолжим разбираться с многочисленными свойствами камер. Их огромное количество и я даже не знаю можно ли выделить очень значимые из них, поэтому начну для разнообразия с мелочей.

 

стрелка Количество страниц  1  2  3  4  


©2002 Все права принадлежат авторам статей. Любое использование перевода без разрешения администрации сайта M-Format запрещено. По вопросам, связанным с использованием материала, пишите на pr@mformat.com

Обсудить статью в форуме

стрелка Ссылки по теме
стрелка Средний формат Часть I(rus)
стрелка Michael Reichmann. Понимание среднего формата.(rus)
стрелка Jafa Photography. Сравнение систем среднего формата(eng)
стрелка Выбор камеры среднего формата(eng)
Редакция Новости Фотограф Форум Журнал Обзоры Камеры Объективы Аксессуары Покупки Большой формат
0
© 2002 Konopkine Alexei
e-mail:pr@mformat.com
All rights reserved.
Rambler's Top100 TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Ваша реклама на нашем сайте